Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Поль Сезанн, сын богатого торговца, а позднее владельца банка, в 13 лет поступил в Коллеж Бурбон в Эксе, где получил серьезное классическое образование. Вместе со школьными друзьями Эмилем Золя и Жан-Батистом Байлем (будущими писателем и математиком) он увлекался романтической поэзией, писал стихи и рисовал.
С 17 лет начал посещать бесплатную школу рисунка в Эксе, которой руководил Жозеф Жибер. В декабре 1858 года по настоянию отца Сезанн записался на факультет права в Эксе, но вскоре бросил занятия юриспруденции, чтобы поступить в парижскую Школу изящных искусств. Однако отец будущего художника, который в это время приобрел в окрестностях Экса поместье Жас де Буффан, поставил сыну условием поездки в столицу продолжение занятий правом
Луи-Огюст Сезанн, отец Поля Сезанна
1860
© AKG Images / East News
Поместье Жас де Буффан
Весной 1861 года Сезанн приехал в Париж и вплоть до сентября усиленно готовился к поступлению в Школу изящных искусств, совмещая занятия в мастерской художника из Экса Вильвьея с натурными штудиями в Академии Сюиса; там он познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. После провала на экзамене Сезанн вернулся в Экс и продолжил занятия у Жибера. Через год он снова безуспешно пытался поступить в школу, но на этот раз, потерпев неудачу, остался в Париже. Сезанн ежедневно работал в Академии Сюиса; весной 1863 года посетил Салон отверженных; познакомился с Огюстом Ренуаром. Не чувствуя себя уютно в столице и с трудом уживаясь с родными, Сезанн в дальнейшем часто переезжал из Экса в Париж и обратно, довольствуясь при этом скромным содержанием, получаемым от отца.
Первый период самостоятельного творчества художника, пришедшийся на вторую половину 1860-х годов, называют романтическим или «темным»: эти ранние вещи написаны плотными, энергичными мазками, построены на контрастах света и тени, наделены напряженной экспрессией. Получив разрешение на копирование картин старых мастеров в Лувре, Сезанн избрал в качестве образцов полотна Никола Пуссена и Эжена Делакруа. Живопись последнего оказала на художника в эти годы большое воздействие, равно как и работы Оноре Домье и Гюстава Курбе, а также искусство старых мастеров Испании. Одна из наиболее значительных работ Сезанна этого периода — картина «Девушка у пианино. Увертюра к "Тангейзеру"» (ок. 1869).
Весной 1865 года Сезанн впервые представил свои картины жюри Салона — и получил первый отказ. В следующем году, когда выставить свои работы в Салоне было не позволено большинству художников реалистической школы, Сезанн отправил министру изящных искусств два письма с требованием организовать новый Салон отверженных — и добился ответа, разумеется, отрицательного. Только однажды, в 1882 году, для Сезанна будет сделано исключение: как ученику Антуана Гийеме, члена жюри, ему разрешат показать свою работу в Салоне вне конкурса.
Выставка Поля Сезанна в Осеннем салоне в Париже
1904
© Ambroise Vollard
В сопровождении Золя Сезанн посещал мастерские художников, вечерами встречался в кафе Гербуа с Ренуаром, Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем и другими художниками реалистического направления. Сезанн, даже в компании единомышленников нередко позволявший себе быть резким и раздражительным, наиболее ценил общество Писсарро, с которым был связан следующий, «импрессионистический» этап развития его живописи (1872–1877). После окончания Франко-прусской войны, которую Сезанн переждал в Провансе, он вместе со своей подругой — натурщицей Ортанс Фике — и родившимся в 1872 году сыном Полем поселился в Овере, у доктора Поля Гаше, уже тогда начавшего коллекционировать работы художника и предоставившего ему возможность работать в своей офортной мастерской. Чтобы писать на пленэре и общаться с Писсарро, Сезанн ходил в расположенный неподалеку Понтуаз пешком. С этим периодом совместного творчества художник Сезанн связывал пробуждение в себе «сильного чувства природы — необходимого условия всякой концепции искусства». Палитра его работ светлеет, манера письма смягчается и делается более спокойной, эмоциональная насыщенность уступает место сосредоточенной созерцательности.
На первую выставку импрессионистов 1874 года Сезанн отправил три работы, в том числе «Дом повешенного» (1873, музей Орсе, Париж). Хотя после этого художник принял участие еще только в одной, третьей по счету, выставке группы (1877), ведущие мастера направления высоко ценили его живопись и приобретали его картины. Сам Сезанн не отрицал своего родства с импрессионистами и тем не менее, в отличие от Моне, Писсарро и других, старавшихся передать мимолетность явлений видимого мира, всегда стремился к большей значительности и обобщенности образа. Уже его картины 1870-х годов, зачастую сходные по тематике с импрессионистическими («Завтрак на траве», 1869–1870, частное собрание), наделены в противоположность последним полновесной пластикой и устойчивой, ясной структурой. С начала 1880-х годов к созданию большого стиля, «музейного» искусства — то есть именно к тому, к чему шел Сезанн, — обратились уже и сами импрессионисты.
В пейзажах художника этого времени, построенных на сочетании геометризованных объемов, усиливается конструктивное начало, но при всей своей продуманности и уравновешенности они не теряют энергичной динамики ранних работ. Сезанн продолжал трудиться над сериями «Купальщиков» и «Купальщиц», стремясь в этих фигурных композициях добиться монументальной простоты и универсальности.
Поль Сезанн
Курильщик
1891
Холст, масло. 92,5×73,5
Кунстхалле, Мангейм
В конце десятилетия им была написана картина «Пьеро и Арлекин» (или «Масленица». 1888–1890), впоследствии приобретенная С. И. Щукиным, а также создана большая группа портретов жены.
Поль Сезанн
Госпожа Сезанн в оранжерее
1891
Холст, масло. 92x73 см
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
© AKG Images / East News
В 1886 году, пережив серьезные финансовые трудности и душевные тяготы, усугубившиеся после того, как отец узнал о его незаконной связи с натурщицей, Сезанн женился на Ортанс Фике. К этому же времени относятся еще два важных события в жизни художника: во-первых, разрыв отношений с Золя (в главном герое опубликованного им романа «Творчество» — художнике-неудачнике Клода Лантье — Сезанн узнал свои собственные черты), а во-вторых, смерть отца, Луи-Огюста Сезанна, сделавшая художника состоятельным человеком. В начале 1890-х годов Сезанна начали беспокоить обострения диабета, от которых он сделался еще более раздражительным и вспыльчивым. Прежде позволявший себе насмешки над религией художник стал убежденным католиком.
Эмиль Золя
С 1880-х годов картины Сезанна начали экспонироваться гораздо более широко: они были представлены на Всемирной выставке в Париже (1889), на брюссельской выставке «Группы двадцати» (1890), а в 1895 году Амбруаз Воллар организовал первую персональную выставку Сезанна, которая имела большой резонанс в профессиональной среде.
Амбруаз Воллар
1866–1939
Коллекционер,торговец произведениями искусства. Оказывал поддержку многим ныне знаменитымхудожникам
В составе коллекции Гюстава Кайботта две работы Сезанна поступили в Люксембургский музей (1894); одну картину приобрела Национальная галерея в Берлине (1897).
В первой половине 1890-х годов художник создал серию из пяти картин «Игроки в карты» (Фонд Барнса, Филадельфия; музей Метрополитен, Нью-Йорк; Галерея Курто, Лондон; музей Орсе, Париж; Художественный музей, Доха), в которых жанровая сцена освобождалась от случайных подробностей, а каждый элемент служил общей гармонии.
Поль Сезанн,
Игроки в карты
1890–1892
Холст, масло. 180×135
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Поздний период творчества Сезанна (1890–1906), обычно определяемый как «синтетический», отличался не только настойчивым стремлением к монументальности и конструктивности, но и возрастающей экспрессивностью. Сезанн добивался плотности и весомости изображаемых предметов, создавал ощущение их объема с помощью, точно найденной модуляции красок.
В пейзажах тех лет, которые обычно варьировали несколько мотивов, подсказанных художнику его родными местами (большая сосна, гора Святой Виктории и другие), Сезанну удалось создать уникальное живописное пространство, лишенное привычных планов и перспективы, — целостную конструкцию из геометризованных объемов и плоскостей цвета.