Камиль Писсарро (Camille Pissarro)
1830, остров Сен-Тома (ныне Сент-Томас, Виргинские острова) — 1903, Париж
1903
Французский художник, один из основателей импрессионизма.
Камиль Писсарро, один из основателей импрессионизма, родился и вырос на Сен-Тома — острове в Карибском море, в ту пору принадлежавшем Дании. Когда мальчику исполнилось 11, родители отправили его учиться в Париж, в пансион Пасси. В 17 лет Писсарро вернулся домой помогать отцу в торговле, а в свободное время рисовал с натуры. В 1852 году Писсарро познакомился с датским художником Фрицем Мелби [Fritz Melbye] и уехал с ним в столицу Венесуэлы Каракас, чтобы учиться живописи (Писсарро пользовался советами и старшего брата Фрица — Антона Мелби [Anton Melbye].)
Камиль Писсарро
Студия художника
(Фриц Мелби (справа) и Писсаро (сидит)в своей студии в Каракасе)
1854
Сепия и карандаш
Коллекция Центрального банка Венесуэлы
© AKG / East News
В 1855 году Писсарро поступил в парижскую Школу изящных искусств; благодаря проходившей в это время в столице Франции Всемирной выставке он смог составить представление сразу обо всех направлениях французской живописи той эпохи. Писсарро познакомился с Камилем Коро [Camille Corot], и тот, хотя и не брал учеников, дал согласие время от времени консультировать молодого художника.
Портрет Камиля Коро
Ок. 1850
Не будучи удовлетворен методами преподавания в Школе, Писсарро ушел из нее и стал посещать натурную мастерскую, так называемую Академию Сюиса, где встретился с Клодом Моне, а позже — с Полем Сезанном и Арманом Гийоменом.
В 1859 году Писсарро впервые представил свою картину в Салоне. С середины 1860-х годов начинает формироваться индивидуальный стиль художника, отличный от стиля Коро и Гюстава Курбе [Gustave Courbet] и отмеченный чертами импрессионистической техники.
После того как Писсарро сошелся с горничной, служившей в их доме, отношения художника с отцом испортились; тот лишил его ежемесячного довольствия, и пара вынуждена была переселиться в недорогой район Парижа. Испытывая постоянную нехватку денег, Писсарро продавал картины, расписные шторы, веера и периодически подрабатывал у отца. Он регулярно посещал кафе Гербуа на авеню Клиши, где общался с Эдуардом Мане, Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега, Эмилем Золя и др.
Эдуард Мане
«В кафе», фрагмент
1874
Жиллотаж на веленевой бумаге. 27,5 x 34,5
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун
Когда в 1870 году над страной нависла угроза вторжения прусской армии, Писсарро увез семью в Бретань, а оттуда перебрался в Англию, где официально оформил свой брак.
Камиль Писсарро
Портрет Жюли Писсарро, жены художника
Ок. 1875
Холст, масло. 116 х 88,5
Пти-Пале, Париж
К середине 1880-х годов у супругов будет уже 8 детей. В Лондоне Писсарро встретил Клода Моне и вместе с ним изучал живопись Уильяма Тернера [William Turner] и Джона Констебла [John Constable], оказавшую сильное влияние на художественные поиски будущих импрессионистов. Там же оба художника познакомились с Полем Дюран-Рюэлем, который вскоре станет их торговым агентом.
В 1871 году Писсарро вернулся во Францию и нашел свой дом в Лувесьенне разоренным, а несколько сотен оставленных там картин уничтоженными: прусские солдаты использовали их в качестве настила в саду. Художник с семьей переселился в другой пригород Парижа — Понтуаз, где в середине 1860-х он только начинал работать на пленэре; теперь его мастерство пейзажиста раскрылось в полной мере.
Камиль Писсарро (справа) и Поль Сезанн (сидит) в саду Писсарро в Понтуазе
1873
© AKG / East News
К Писсарро часто присоединялся Поль Сезанн, приходивший из расположенного неподалеку Овера. «Они бесконечно обсуждали теории, а однажды купили шпатели, чтобы писать ими», — вспоминал сын Писсарро Люсьен.
В 1874 году Писсарро представил 5 картин на экспозиции Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и граверов, которая вошла в историю как первая выставка импрессионистов. Писсарро, самого старшего в этой группе новаторов, к тому же наделенного редкой добротой и дружелюбием, друзья-художники называли «папаша». Выступая миротворцем в «лагере друзей», Писсарро был при этом наиболее ревностным защитником принципов импрессионизма, с большим трудом завоевывавшего себе признание, и негативно относился к попыткам тех, кто хотел выставляться в Салоне. Писсарро стал единственным из основоположников импрессионизма, кто принял участие в каждой из восьми выставок Общества (с 1874 по 1886). В период распада группы Дюран-Рюэль начал устраивать персональные выставки импрессионистов, одна из них была посвящена Писсарро (1883). Через два года картины Писсарро экспонировались в Нью-Йорке, где имели большой успех, а в 1887 и 1890 годах были представлены на выставке Группы ХХ в Брюсселе.
Познакомившись в 1884 году с Жоржем Сёра и Полем Синьяком, Писсарро с воодушевлением принял их живописный метод — дивизионизм — и уже на выставке импрессионистов 1886 года выступил с работами, выполненными в технике пуантилизма.
Камиль Писсарро
Грушевые деревья и цветы в Эраньи, утро
1886
Холст, масло. 54 х 65,1
Частная коллекция
© Bridgeman / Fotodom
Увлечение «чистотой и простотой точки» сохранялось у художника до конца 1880-х годов, но затем наступило разочарование в системе Сёра, и патриарх импрессионизма вернулся к непосредственности восприятия и свободе письма своих лучших работ. «Нужно иметь всего лишь одного учителя — природу», — говорил Писсарро обращавшимся к нему начинающим художникам, среди которых были Поль Гоген (1883) и Анри Матисс (1897).
Только с 1892 года, благодаря организованной Дюран-Рюэлем ретроспективной выставке (а также двум последующим — 1893 и 1896 годов), к Писсарро после долгих лет нужды и напряженного труда пришел успех и относительный достаток. Он приобрел дом в Эраньи, на чердаке которого устроил мастерскую. Страдая от болезни глаз, Писсарро тем не менее продолжал много ездить в поисках новых мотивов: работал в Море, Гавре, Дьеппе, Руане. По примеру Моне он писал сериями, варьируя один мотив — парижские бульвары, вокзал Сен Лазар и др.
В 1890-е годы Писсарро вновь обратился к гравюре, которой занимался на рубеже 1870–1880-х годов. Альбом рисунков «Социальная низость», резко отличный от жизнерадостной и умиротворенной живописи мастера, по своему обличительному характеру и острой выразительности имеет родство с творчеством Оноре Домье (Honoré Daumier).
Камиль Писсарро
Самоубийство брошенной женщины (из альбома «Социальная низость»)
1889-1890
Камиль Писсарро
В госпитале (из альбома «Социальная низость»)
1889-1890
В 1894 году, после убийства президента Франции Сади Карно (Sadi Carnot) анархистом Санте Казерио (Sante Caserio), Писсарро, разделявший анархистские взгляды и активно поддерживавший анархистов, несколько месяцев был вынужден укрываться в Бельгии. Последние свои годы художник прожил в Париже. «У него удивительная философия и покорность судьбе», — писал о нем Синьяк в дневнике 1898 года, вскоре после смерти сына Писсарро Феликса, — «Он моложе, чем когда-либо, работает с энтузиазмом».