Вспаханная земля
1874
Холст, масло. 49 х 64 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Собр. Мартена, Париж (согласно Л. Писсарро и Л. Вентури). До 1904 – собр. А. Воллара, Париж. 1904 – 1919 – собр. И.А. Морозова, Москва; затем 2-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.
Инв.: Ж-3402
Инв. ГМНЗИ: 381
Пейзаж написан в год открытия первой выставки художников-импрессионистов в Париже. В нем еще преобладают коричневые и серые краски, как это было у барбизонцев, но уже отчетливо видна новая импрессионистическая техника – форма лепится мелкими цветными мазками. В неяркий пейзаж окрестностей Понтуаза художник органично включает оставленный на поле плуг. «Вспаханная земля» – прямой диалог с живописью Жана Франсуа Милле: и плуг, и деревья без листьев находят прямую аналогию в пейзажах «гениального крестьянина». Однако в отличие от своего предшественника Писсарро переносит акцент на передачу свето-воздушной среды и главным становится образ весеннего утра.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro)
1830, остров Сен-Тома (ныне Сент-Томас, Виргинские острова) — 1903, Париж
1903
Французский художник, один из основателей импрессионизма.
Родился и вырос на острове Сен-Тома в Карибском море. В 1852 году уехал в Каракас, где учился живописи у Фрица Мельби. В 1855 году поступил в парижскую Школу изящных искусств; посещал Академию Сюиса, где встретился с Клодом Моне, Полем Сезанном и Арманом Гийоменом. Консультировался у Камиля Коро, в 1859 году впервые представил свою картину в Салоне. Во время Франко-прусской войны уехал в Англию, где вместе с Клодом Моне изучал живопись Уильяма Тернера и Джона Констебла. Вернувшись во Францию, художник нашел свой дом разоренным, а многочисленные холсты уничтоженными. В 1874 году Писсарро представил 5 картин на экспозиции Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и граверов, которая вошла в историю как первая выставка импрессионистов. Писсарро стал единственным из основоположников нового стиля, кто принял участие в каждой из восьми выставок Общества (с 1874 по 1886). Сотрудничество с Полем Дюран-Рюэлем принесло Писсарро — после долгих лет нужды и напряженного труда — успех и относительный достаток. Он приобрел дом в Эраньи, на чердаке которого устроил мастерскую. Последние годы художник жил в Париже.