Автопортрет
Около 1875
Холст, масло
45×36,9 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Приобретена С.И. Щукиным 4 мая 1906 в галерее Воллара, Париж. До 1918 — собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3338
Инв. ГМНЗИ: 207
Автопортрет был для Поля Сезанна подобием личной лаборатории, в которой он подвергал тщательному исследованию структуру человеческого лица. Один из наиболее значимых опытов художника в этом жанре — работа из коллекции Щукина — особенно выразительный пример конструирования Сезанном живописного изображения, образец основополагающего для него принципа моделирования формы оттенками плотных красочных мазков. Укрупненное изображение, выступающий из темноты светлый лоб Сезанна, застывший взгляд сумрачных впадин-глаз создают завораживающее впечатление. Многослойная лепка лица мазками выводит его в трехмерное пространство и придает ему скульптурные качества.
Одна из первых купленных Щукиным картин Сезанна, «Автопортрет» еще в 1908 году привлек внимание искусствоведа Павла Муратова («голова изумительной силы, острый взгляд, бесконечная энергия и неодолимое упорство в характерном изгибе рта»). Работа сыграла особую роль в сложении теории русского авангарда. Как аналитический материал рассматривал эту картину Казимир Малевич, не раз возвращавшийся к ее исследованию в своих текстах.
Ал.П.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.