Поль Сезанн
Автопортрет
Около 1875
Холст, масло
45×36,9 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Приобретена С.И. Щукиным 4 мая 1906 в галерее Воллара, Париж. До 1918 — собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3338

Инв. ГМНЗИ: 207

Описание
АвтопортретАвтопортрет
Поль Сезанн
Автопортрет
Увеличить

Автопортрет был для Поля Сезанна подобием личной лаборатории, в которой он подвергал тщательному исследованию структуру человеческого лица. Один из наиболее значимых опытов художника в этом жанре — работа из коллекции Щукина — особенно выразительный пример конструирования Сезанном живописного изображения, образец основополагающего для него принципа моделирования формы оттенками плотных красочных мазков. Укрупненное изображение, выступающий из темноты светлый лоб Сезанна, застывший взгляд сумрачных впадин-глаз создают завораживающее впечатление. Многослойная лепка лица мазками выводит его в трехмерное пространство и придает ему скульптурные качества.
Одна из первых купленных Щукиным картин Сезанна, «Автопортрет» еще в 1908 году привлек внимание искусствоведа Павла Муратова («голова изумительной силы, острый взгляд, бесконечная энергия и неодолимое упорство в характерном изгибе рта»). Работа сыграла особую роль в сложении теории русского авангарда. Как аналитический материал рассматривал эту картину Казимир Малевич, не раз возвращавшийся к ее исследованию в своих текстах.

Ал.П.