Персики и груши
1890–1895
Холст, масло. 61 х 90 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Собр. Жоржа Бернхейма, Париж. 21 марта 1907 Ж. Бернхейм продал картину в галерею Бернхейм-Жён; а оттуда – в галерею А. Воллара, Париж. 30 декабря 1908 – приобретена Альфонсом Канном в галерее А. Воллара, Париж. До 1911 – собр. А. Канна, Сен-Жермен-ан-Ле. 22 марта 1911 а. Канн продал картину в галерею Бернхейм-Жён, Париж; тогда же приобретена галереей А. Воллара, Париж. 1912 – приобретена И.А. Морозовым в галерее А. Воллара, Париж, за 30.000 франков. До 1919 – собр. И.А. Морозова, Москва; затем 2-й Музей новой западной живописи. С 1923 – ГМНЗИ. С 1948 – ГМИИ.
Инв.: Ж-3415
Инв. ГМНЗИ: 407
В период зрелого творчества Сезанн сосредоточился на экспериментах с постановкой предметов. Он создает динамичные кадрированные композиции, сопоставляя объемные геометризованные объекты (посуда, фрукты) с цветными плоскостными орнаментами (рисунки на ткани, обоях, посуде). Предметы переходили из одной картины в другую; часть этих вещей сохранилась и экспонируется в мастерской-музее художника в Эксе. Натюрморты Сезанна этого времени сравнимы с его пейзажами: складки белой скатерти на фоне бело-голубой стены топорщатся острыми углами, подобно холмам Экса.
Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс
1906
Живописец рубежа XIX–ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.
Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872–1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888–1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.