Огюст Ренуар (Auguste Renoir)
1841, Лимож — 1919, Кань-сюр-Мер
1919
Французский живописец, один из основоположников импрессионизма. Писал главным образом портреты, а также пейзажи, фигурные композиции и натюрморты.
Пьеру-Огюсту, шестому из семерых детей лиможского портного, было около трех лет, когда семья переехала в Париж. Композитор Шарль Гуно [Charles Gounod], оценив музыкальные способности мальчика, советовал избрать для него карьеру певца. Однако в 13 лет его определили в подмастерья к художнику по фарфору. Уже через несколько месяцев обучения в мастерской братьев Леви Ренуару доверили самостоятельно расписывать посуду. В свободное время он занимался на бесплатных курсах рисунка, а в обеденный перерыв часто посещал Лувр. Через четыре года работы в мастерской Ренуар, ставший к 17 годам первоклассным мастером, отошел от этого ремесла, поскольку на смену ручной росписи пришла декалькомания — механический способ нанесения изображений (1858).
С 1861 года Ренуар занимался в мастерской Шарля Глейра [Charles Gleyre], а через год сдал экзамен в Школу изящных искусств. В ателье Глейра началась дружба Ренуара с Клодом Моне, Фредериком Базилем и Альфредом Сислеем; тогда же он познакомился с Камилем Писсарро и Полем Сезанном, посещавшими Академию Сюиса.
Фредерик Базиль
Портрет Ренуара
1867
Холст, масло. 122 х 107
Музей Орсэ, Париж
В 1863 году Ренуар был вынужден уйти из Школы; вскоре закрылась и мастерская Глейра. Вместе с Моне, Сислеем и Базилем весной 1864 года он ездил писать на пленэре в лес Фонтенбло. В этот период художник испытывал влияние Гюстава Курбе [Gustave Courbet], пробуя даже писать шпателем.
В 1864 году Ренуар был впервые допущен в Салон; однако показанную там картину «Эсмеральда» он уничтожил сразу после выставки. В следующем году в Салон были приняты два полотна Ренуара, в том числе «Портрет Уильяма Сислея» (1864, музей Орсэ, Париж), отца его друга Альфреда, гостеприимством которого он охотно пользовался: в 1865 году молодые люди совершили путешествие на паруснике, а через год вместе работали в Берке [Berck] на побережье Ла Манша. В Париже вместе с друзьями Ренуар был частым посетителем кафе Гербуа [Café Guerbois], где Эдуард Мане и близкие ему художники и литераторы дискутировали о новых возможностях живописи.
Пьер-Огюст Ренуар
Портрет Уильяма Сислея
1864
Холст, масло. 81,5 х 65,5
Музей Орсэ, Париж
Эдуард Мане
«В кафе», фрагмент
1874
Жиллотаж на веленевой бумаге. 27,5 x 34,5
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун
В 1868 году Ренуар отправил в Салон «Лизу с зонтиком» (1867, музей Фолькванг, Эссен) — первый портрет, созданный им на пленэре. Позировала для него, как и для целого ряда других работ 1865–1872 годов, Лиза Трео [Lise Trehot]. Ренуар исполнял много портретов на заказ; особенно удавались ему изображения женщин и детей. Написанный в 1867 году «Портрет Базиля» (музей Орсэ, Париж) заслужил одобрение Мане, которому и был поднесен в дар.
Пьер-Огюст Ренуар
Лиза с зонтиком
1867
Холст, масло. 184 х 115
Музей Фолькванг, Эссен
Пьер-Огюст Ренуар
Фредерик Базиль
1867
Холст, масло. 105 х 73,5
Музей Орсэ, Париж
Портрет Лизы Трео
1864
Нужда заставила Ренуара поселиться на время у родителей, переехавших в предместье Парижа. Моне устроился с семьей неподалеку, и оба художника вместе работали в Аржантее на берегу Сены. Их картины подчас изображают один мотив и близки стилистически — светлые по колориту, они по-новому воспроизводят световоздушную среду («Купанье на Сене (Лягушатник)»). «Помимо нашей бедности, источником школы импрессионизма стали наша дружба и наши дискуссии», — вспоминал Ренуар.
После объявления войны Пруссии, в августе 1870 года, Ренуар служил в полку конных стрелков. В Париж художник вернулся в апреле 1871 года, когда в столице была провозглашена Коммуна. В 1872 году Моне познакомил Ренуара с Полем Дюран-Рюэлем, который приобрел у художника несколько картин и стал его первым маршаном.
В 1873 году — после десятилетнего перерыва — состоялся Салон отверженных [Salon des Refusés], где Ренуар, в очередной раз получивший отказ в официальном Салоне, выставил две свои работы. На выставку Анонимного кооперативного общества художников 1876 года он представил 15 картин; один из шедевров, созданных мастером в этом году, — «Этюд, торс, эффект солнца». Среди 22 работ Ренуара, экспонированных на третьей выставке (1877), — «Портрет Жанны Самари», «Качели» и большая многофигурная композиция «Бал в Мулен де ла Галетт» (музей Орсэ, Париж), входящая в число шедевров импрессионистической живописи периода расцвета.
Пьер-Огюст Ренуар
Этюд, торс, эффект солнца
1875-1876
Холст, масло. 81 х 65
Музей Орсэ, Париж
Пьер-Огюст Ренуар
Качели
1876
Холст, масло. 92 х 73
Музей Орсэ, Париж
Пьер-Огюст Ренуар
Бал в Мулен де ла Галетт
1876
Холст, масло. 131 х 175
Музей Орсэ, Париж
В 1878 году Ренуар выставлялся не с импрессионистами, а в Салоне. Представленный там же спустя год портрет «Мадам Шарпантье с детьми» (1878, музей Метрополитен, Нью-Йорк) принес художнику долгожданный успех — во многом благодаря влиятельности самой модели. В 1880 году Ренуар был снова допущен в Салон и отказался от участия в выставке импрессионистов, во многом из-за того, что считал некоторых новых ее участников недостаточно одаренными. В последний раз картины Ренуара (в том числе «Девушка с веером» (1881, Эрмитаж) и «Завтрак гребцов» [«Le Déjeuner des canotiers»] (1880–1881, галерея Филлипс, Вашингтон)) экспонировались на седьмой выставке группы (1882) от имени их владельца, Дюран-Рюэля.
Пьер-Огюст Ренуар
Мадам Жорж Шарпантье с детьми
1878
Холст, масло. 153,7×190,2
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
© AKG / East News
Пьер-Огюст Ренуар
Завтрак гребцов
1880-1881
Холст, масло. 130 х 173
Галерея Филлипса, Вашингтон
В начале 1880-х годов Ренуар посетил Италию, Голландию, Испанию, Англию, Германию и Алжир. В Палермо он написал портрет Рихарда Вагнера [Richard Wagner], который позировал ему всего 35 минут (1882, музей Орсэ, Париж).
Пьер-Огюст Ренуар
Рихард Вагнер
1882
Холст, масло. 53 х 46
Музей Орсэ, Париж
Возвращаясь из Италии, Ренуар заехал в Эстак [Estaque] где работал несколько недель. Эти места он навестит еще не раз. В 1883 году в галерее Дюран-Рюэля прошла первая персональная выставка Ренуара.
Глубочайшее впечатление, которое произвела на Ренуара живопись Рафаэля [Rafael], Веласкеса [Velázquez] и Рубенса [Rubens], способствовало его разочарованию в эстетике импрессионизма: «Я поднялся до вершин “импрессионизма” и вдруг пришел к заключению, что не умею ни писать, ни рисовать». Созданные художником в этот период «Зонтики» (1885, Национальная Галерея, Лондон) знаменуют возврат к линейному рисунку и сдержанному колориту.
Пьер-Огюст Ренуар
Зонтики
1881-1886
Холст, масло. 180,3 х 114,9
Национальная галерея, Лондон
© Bridgeman / Fotodom
В 1884–1887 годах Ренуар пришел к стилю, получившему название «терпкого» («aigre»); в нем отражается влияние живописи Рафаэля и Энгра [Ingres]. Программным произведением этого периода являются «Большие купальщицы» (1884–1887, Художественный музей, Филадельфия) с их четко очерченными, почти скульптурными объемами.
Пьер-Огюст Ренуар
Большие купальщицы
1884-1887
Холст, масло. 117,8 × 170,8
Музей искусств, Филадельфия
Следующий период в живописи Ренуара (1888–1898) отмечен необарочными тенденциями, в первую очередь влиянием Рубенса. Художник писал: «Я снова вернулся к старой манере, нежной и легкой <…> эти работы напоминают картины XVIII века». Одна из таких работ — «Девушки за фортепьяно» (1892, музей Орсэ, Париж) — была представлена на ретроспективе Ренуара, организованной в 1892 году в галерее Дюран-Рюэля, и стала первой картиной мастера, которую приобрело государство.
Пьер-Огюст Ренуар
Девушки за фортепьяно
1892
Холст, масло. 116 × 90
Музей Орсэ, Париж
В 1898 году Ренуар переехал в Кань-сюр-Мер, [Cagnes-sur-Mer] близ Ниццы, где спустя десятилетие построил дом в приобретенном им поместье Колетт [Collettes] (ныне — музей).
Студия Ренуара в поместье Колетт в Кань-сюр-Мер
Музей Ренуара
© Bridgeman / Fotodom
К концу XIX века за Ренуаром утвердилась репутация крупнейшего мастера современной живописи. Художник продолжал работать ежедневно даже после 1912 года, когда, несмотря на две операции, оказался прикованным к инвалидному креслу. Холсты, на которых он писал, наматывались на барабаны — так чтобы рука с закрепленной в ней и изолированной от поврежденной ладони кистью могла всегда находиться на одном уровне. Ренуар говорил Анри Матиссу, регулярно навещавшему его с 1917 года: «Я совершенно счастлив. Я не умру, пока не создам свое лучшее творение». Живопись позднего периода его творчества отличает теплый колорит, в котором доминируют различные оттенки красного. Значимая для позднего Ренуара тема «растворенного в природе» обнаженного женского тела нашла воплощение в «Купальщицах» (1918–1919, музей Орсэ, Париж) — одной из последних его работ.
Пьер-Огюст Ренуар
Купальщицы
1918-1919
Холст, масло. 110 х 160
Музей Орсэ, Париж
© AKG / East News