NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

КоллекцияПьер Огюст Ренуар  Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)

Пьер Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)
1878
Холст, масло. 173 х 103 см
Государственный Эрмитаж

Слева внизу подпись и дата: Renoir 78


Происхождение

1925, из ГТ, до 1910 в собрании М.А. Морозова и М.К. Морозовой (с 1903), 1948, ГЭ


Инв.: 9003

Инв. ГМНЗИ: 547

Описание
Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)
Пьер Огюст Ренуар
Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)
Увеличить

Молодая, в 20 лет уже достигшая большой известности, Жанна Самари, актриса парижской Комеди-Франсез, называвшейся тогда Французским театром (см. «Площадь Французского театра», Камиль Писсарро), представлена на картине Огюста Ренуара в роскошном бальном платье и в не менее роскошной обстановке – так, что ни одна черта не выдает профессию модели.

Дауни
Портрет Жанны Самари
Ок. 1880
© Getty Images / Fotobank

Нежелание художника показать Самари в какой-то театральной роли, например в одной из пьес модного тогда Эдуарда Пайерона, можно объяснить очень просто. По словам Амбруаза Воллара, Ренуар признавался, что на подмостках видел ее редко, добавляя: «не люблю, как играют во Французском театре». С другой стороны, картина лишена какой бы то ни было обыденности, в ней нет ощущения позирования, привычного для реалистической продукции того времени. В сущности этот портрет тоже стал своего рода фантазией.

Можно предположить, что интерьер на картине отображает обстановку дома Жоржа Шарпантье, где Ренуар был своим человеком (как он шутил, «придворным живописцем»): не только рисовал портреты всех членов семейства, но и выполнял различные менее ответственные работы, вроде оформления меню обедов.

Пьер-Огюст Ренуар
Мадам Жорж Шарпантье с детьми
1878
Холст, масло. 153,7×190,2
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
© AKG / East News

Но особняк Шарпантье не сохранился, не осталось даже фотографий его интерьеров, поэтому трудно с полной уверенностью утверждать, что портрет Самари Ренуар писал именно там. В какой-то мере, впрочем, дух этого дома в картине отображен, о чем свидетельствует не только общая роскошь фона, но такие, например, подробности, как светлая японская ширма в левой части. Мадам Шарпантье была одной из первых энтузиасток японизма и моды на японское декоративно-прикладное искусство в Париже. (См., например, другую японскую ширму в «Портрете мадам Шарпантье с детьми» (1878, музей Метрополитен, Нью-Йорк) и японский веер в «Женщине на лестнице»).

Пьер-Огюст Ренуар
Женщина на лестнице
1876
Холст, масло. 167,5×65,3
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург