Портрет актрисы Жанны Самари (в рост)
1878
Холст, масло. 173 х 103 см
Государственный Эрмитаж
Слева внизу подпись и дата: Renoir 78
Происхождение
1925, из ГТ, до 1910 в собрании М.А. Морозова и М.К. Морозовой (с 1903), 1948, ГЭ
Инв.: 9003
Инв. ГМНЗИ: 547
Молодая, в 20 лет уже достигшая большой известности, Жанна Самари, актриса парижской Комеди-Франсез, называвшейся тогда Французским театром (см. «Площадь Французского театра», Камиль Писсарро), представлена на картине Огюста Ренуара в роскошном бальном платье и в не менее роскошной обстановке – так, что ни одна черта не выдает профессию модели.
Дауни
Портрет Жанны Самари
Ок. 1880
© Getty Images / Fotobank
Нежелание художника показать Самари в какой-то театральной роли, например в одной из пьес модного тогда Эдуарда Пайерона, можно объяснить очень просто. По словам Амбруаза Воллара, Ренуар признавался, что на подмостках видел ее редко, добавляя: «не люблю, как играют во Французском театре». С другой стороны, картина лишена какой бы то ни было обыденности, в ней нет ощущения позирования, привычного для реалистической продукции того времени. В сущности этот портрет тоже стал своего рода фантазией.
Можно предположить, что интерьер на картине отображает обстановку дома Жоржа Шарпантье, где Ренуар был своим человеком (как он шутил, «придворным живописцем»): не только рисовал портреты всех членов семейства, но и выполнял различные менее ответственные работы, вроде оформления меню обедов.
Пьер-Огюст Ренуар
Мадам Жорж Шарпантье с детьми
1878
Холст, масло. 153,7×190,2
Музей Метрополитан, Нью-Йорк
© AKG / East News
Но особняк Шарпантье не сохранился, не осталось даже фотографий его интерьеров, поэтому трудно с полной уверенностью утверждать, что портрет Самари Ренуар писал именно там. В какой-то мере, впрочем, дух этого дома в картине отображен, о чем свидетельствует не только общая роскошь фона, но такие, например, подробности, как светлая японская ширма в левой части. Мадам Шарпантье была одной из первых энтузиасток японизма и моды на японское декоративно-прикладное искусство в Париже. (См., например, другую японскую ширму в «Портрете мадам Шарпантье с детьми» (1878, музей Метрополитен, Нью-Йорк) и японский веер в «Женщине на лестнице»).
Пьер-Огюст Ренуар
Женщина на лестнице
1876
Холст, масло. 167,5×65,3
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Актриса Жанна Самари уже в двадцать лет сделалась парижской знаменитостью. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в Салон 1877 года были приняты два ее изображения: картина Жоржа де Драмара (нынешнее местонахождение неизвестно) и мраморный бюст работы Давида Анжерского, позднее утраченный. А если вспомнить, что одновременно, на Третьей выставке импрессионистов, организованной в пику Салону, появился еще один портрет – работы Пьера Огюста Ренуара, то такая мгновенно возникшая иконография юной звезды не может не поражать.
Ренуар начал писать Самари в 1877 году (см. «Портрет Жанны Самари», ГМИИ).
За три года (1877–1880) он исполнил не менее двенадцати портретов, из них девять картин маслом. Переходя от более ранних изображений актрисы к эрмитажному портрету, исполненному в натуральную величину, при полном блеске наряда и великолепии антуража, Ренуар сознательно вступал на чужую территорию, во владения официального салонного искусства. В этом смысле он действовал вопреки правилам, негласно принятым большинством импрессионистов. Однако он никогда не изменял главным заповедям направления, отстаивавшего натурную передачу непосредственных, личных впечатлений. Характер живого, увлеченного исполнения отражается в стремительных, не сглаживаемых мазках и чистых красках. Салонные портреты подобного рода, обычно называвшиеся парадными, писались по желанию богатых или высокопоставленных заказчиков. Ренуар исполнил портрет Самари не по заказу модели, а для себя, рассчитывая на честное соревновании с мэтрами Салона. «В Париже едва ли найдется пятнадцать любителей искусства, – писал он Дюран-Рюэлю, – которые способны признать художника без одобрения Салона. Зато существует восемьдесят тысяч, которые ничего не купят, если художник не допущен в Салон… Мое участие в Салоне – чисто деловое предприятие». Однако нельзя сказать, что Ренуар преуспел, «пробивая» портрет актрисы в Салон. Картина не нашла там покупателя и вернулась в мастерскую художника.
Друг художника критик Жорж Ривьер, равно как и сын Ренуара Жан, утверждали, что портрет м-ль Самари в рост писался в мастерской на улице Сен-Жорж на Монмартре. Жан Ренуар упоминал также несохранившиеся наброски, сделанные его отцом с актрисы в доме ее родителей. Крупнейший знаток искусства Ренуара Колин Бэйли считает, что, хотя исполнение портрета происходило в мастерской художника на Монмартре, фон картины соединил в себе элементы декора особняка Шарпантье и фойе Комеди-Франсез.
1881
Через три года после создания «Портрета актрисы Жанны Самари» Огюст Ренуар передает его Дюран-Рюэлю в расчете на то, что в этой галерее его кто-либо купит.
1884
Так и не найдя покупателя, Дюран-Рюэль возвращает «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуару.
1886
В феврале 1886 года Дюран-Рюэль снова берет у Ренуара «Портрет актрисы Жанны Самари» и посылает ее в нью-йоркское отделение своей фирмы в попытке заинтересовать какого-то американского любителя. Эта попытка не имеет успеха, и к концу года портрет возвращается в Париж. 29 декабря Дюран-Рюэль покупает у художника «Портрет актрисы Жанны Самари» за 1800 франков, очевидно по просьбе князя Эдмона де Полиньяка, которому в тот же день и продает его за 2 000 франков.
1897
Князь Эдмон де Полиньяк продает «Портрет актрисы Жанны Самари» Дюран-Рюэлю за 4 000 франков.
1898
«Портрет актрисы Жанны Самари» оказывается в парижской галерее Бернхейм-Жен.
1902
М. А. Морозов покупает «Портрет актрисы Жанны Самари» в галерее Бернхейм-Жен за 19 000 франков.
1910
«Портрет актрисы Жанны Самари» поступает в Третьяковскую галерею как часть дара М. К. Морозовой, вдовы собирателя.
1918
«Портрет актрисы Жанны Самари» национализирован вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1928
«Портрет актрисы Жанны Самари» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
«Портрет актрисы Жанны Самари» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1993–1994
В Эссене – Санкт-Петербурге – Москве проходит выставка «Щукин и Морозов – русские коллекционеры» («Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера Огюста Ренуара – № 4).
Огюст Ренуар (Auguste Renoir)
1841, Лимож — 1919, Кань-сюр-Мер
1919
Французский живописец, один из основоположников импрессионизма. Писал главным образом портреты, а также пейзажи, фигурные композиции и натюрморты.
Родился в семье портного. Начинал как подмастерье у художника по фарфору. С 1861 года занимался в мастерской Шарля Глейра, а через год сдал экзамен в Школу изящных искусств; познакомился с Клодом Моне, Фредериком Базилем, Альфредом Сислеем, Камилем Писсарро и Полем Сезанном. В 1864 году был впервые допущен в Салон. Писал много портретов на заказ. После объявления войны Пруссии, в августе 1870 года, был зачислен в полк конных стрелков. В Париж вернулся в апреле 1871 года, когда в столице была провозглашена Коммуна. В 1873 году выставил две свои работы в Салоне отверженных. Принимал участие в организации выставок Анонимного кооперативного общества художников 1874–1877 годов. В 1880 году был снова допущен в Салон и отказался от участия в выставке импрессионистов. В начале 1880-х годов посетил Италию, Голландию, Испанию, Англию, Германию и Алжир; сильное впечатление на него произвела живопись Рафаэля, Веласкеса и Рубенса. В 1883 году в галерее Поля Дюран-Рюэля прошла первая персональная выставка Ренуара. В 1898 году переехал в Кань-сюр-Мер, где спустя десятилетие построил дом. К концу XIX века за Ренуаром утвердилась репутация крупнейшего мастера современной живописи.
«Ренуаровский импрессионизм»
Стиль «Портрета актрисы Жанны Самари» – совершенно особая разновидность ренуаровского импрессионизма. Ничуть не сглаживая очень быстрых и удивительно метких мазков, не ослабляя силу цвета, да еще столь трудного, как розовый, художник не отказывается и от приемов традиционного портретирования, вплоть до использования очень темного фона. Однако здесь такой фон не дань обветшалой традиции, а тот необходимый контраст, что заставляет светиться всю фигуру женщины.
Актриса Жанна Самари
Распространенность образа/мотива. Огюст Ренуар написал, по меньшей мере двенадцать портретов Жанны Самари; все они непохожи один на другой: художник преследовал в них различные цели – от быстрых этюдов до такой капитальной картины, как «Портрет актрисы Жанны Самари». Ни одно из ранних изображений Самари у Ренуара не может быть признано вспомогательным этюдом к эрмитажному портрету. По всей вероятности, Ренуар сразу начал работу на большом холсте, избегая подготовительных рисунков.
По-видимому, красота Жанны Самари, о которой свидетельствуют некоторые мемуары, была несколько преувеличена. Можно привести едкое замечание Маргерит Шарпантье, так аттестовавшей актрису: «Она очень хороша, но откуда у нее надключичные впадины!» Действительно, во всех портретах Ренуара Жанна Самари, если сравнивать с фотографиями того времени, выглядит, значительно изящнее и привлекательнее. Нет и намека на тяжеловатый подбородок и вульгарность, которой она, как кажется, не была вполне лишена. В восприятии актрисы Ренуаром оставалась немалая доля влюбленности. Кроме того, его всегда привлекал специфически живописный аспект, а именно тон кожи; неслучайно он говорил о рано умершей актрисе: «Она положительно вся светилась».
На этом портрете Жанна Самари представлена в самом выигрышном одеянии – в розовом бальном платье, имитирующем пену; в таком наряде она могла бы появиться у Шарпантье, где, как считается, художник и познакомился с ней.
Вышла из артистической семьи: отец виолончелист Оперы, тетки – видные актрисы Комеди-Франсез, старшая сестра – звезда Одеона. Сама Жанна, с детских лет любимица Комеди-Франсез, уже в восемнадцать лет дебютировала на сцене прославленного театра – ей отдали роль Дорины в мольеровском «Тартюфе». Через два года к ней одна за другой перешли едва ли не все роли служанок и субреток в пьесах Мольера.
Издавал произведения входивших в моду романистов реалистического направления, в частности Эмиля Золя. Его жена Маргерит была дочерью придворного ювелира Наполеона III. Салон Шарпантье пользовался значительным влиянием во французской столице. Его двери еженедельно открывались для парижской элиты: там встречались знаменитые политики и люди искусства.
Композитор, подвизавшийся в жанре оперы-буфф. Вместе с Шарлем Франсуа Гуно и Гектором Берлиозом был в числе основателей «Кружка Художественного союза». Принадлежал к одному из самых аристократических семейств Франции; его бабушка была близкой подругой королевы Марии-Антуанетты. Послужил прототипом барона Шарьюса в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени». Пруст был одним из завсегдатаев салона де Полиньяка.
Французский журналист и драматург.
Американский историк искусства, директор Фрик-Коллекшн в Нью-Йорке, организатор нескольких лучших выставок Пьера Огюста Ренуара.
Один из друзей Пьера Огюста Ренуара, поддерживавший импрессионистов.
Сын Пьера Огюста Ренуара, автор книги о своем отце, выдающийся французский кинорежиссер.
Французский художник-академист. В его классе занимались Клод Моне, Фредерик Базиль и Пьер Огюст Ренуар.
Французский писатель и художественный критик.