Девушка в шляпе (Портрет неизвестной)
1883–1885
Бумага зеленовато-коричневая, сангина, черный карандаш, мел
79х57,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
с 1925 – ГМНЗИ (передан из ГТГ, ранее – собрание М.А. Морозова), с 1948 – ГМИИ
Инв.: Р-10306
Инв. ГМНЗИ: 582
Рисунок может быть датирован временем около 1883–1885 годов, когда художник работал над картиной «Большие купальщицы» (Филадельфийский художественный музей), центральным произведением так называемого «энгровского периода» (1883–1887). Приблизительно около 1883 года и даже несколько ранее, после возвращения из Италии в 1882 году, в творчестве Ренуара намечается перелом: изобразительный язык импрессионизма во многом перестает удовлетворять художника, и он переходит к более четкой линеарной манере, которую сам мастер определял как manière aigre. При этом он вдохновлялся примером Рафаэля и в особенности Энгра. Эти изменения сказались равным образом в живописи и в рисунке. Некоторые этюды к филадельфийской картине исполнены в той же технике, что и московский рисунок, и близки к нему стилистически, например, этюд купальщицы из Чикагского художественного института. Изображение девушки в московской сангине имеет определенно портретный характер и отличается особенной проникновенностью. Такой физиономический тип явно импонировал Ренуару в женщинах, и он нашел его воплощение в лице своей возлюбленной и будущей жены Алины Шариго, которая позировала художнику начиная с 1881 года. Ее облик известен нам, в частности, по портрету из Филадельфийского художественного музея (1885). Мы не решаемся утверждать, что для листа ГМИИ моделью служила Алина Шариго, но все же нельзя не заметить сходства некоторых черт (округлое лицо, разрез глаз, рисунок губ).
В. М.
Огюст Ренуар (Auguste Renoir)
1841, Лимож — 1919, Кань-сюр-Мер
1919
Французский живописец, один из основоположников импрессионизма. Писал главным образом портреты, а также пейзажи, фигурные композиции и натюрморты.
Родился в семье портного. Начинал как подмастерье у художника по фарфору. С 1861 года занимался в мастерской Шарля Глейра, а через год сдал экзамен в Школу изящных искусств; познакомился с Клодом Моне, Фредериком Базилем, Альфредом Сислеем, Камилем Писсарро и Полем Сезанном. В 1864 году был впервые допущен в Салон. Писал много портретов на заказ. После объявления войны Пруссии, в августе 1870 года, был зачислен в полк конных стрелков. В Париж вернулся в апреле 1871 года, когда в столице была провозглашена Коммуна. В 1873 году выставил две свои работы в Салоне отверженных. Принимал участие в организации выставок Анонимного кооперативного общества художников 1874–1877 годов. В 1880 году был снова допущен в Салон и отказался от участия в выставке импрессионистов. В начале 1880-х годов посетил Италию, Голландию, Испанию, Англию, Германию и Алжир; сильное впечатление на него произвела живопись Рафаэля, Веласкеса и Рубенса. В 1883 году в галерее Поля Дюран-Рюэля прошла первая персональная выставка Ренуара. В 1898 году переехал в Кань-сюр-Мер, где спустя десятилетие построил дом. К концу XIX века за Ренуаром утвердилась репутация крупнейшего мастера современной живописи.