Нарсисс Виржиль Диаз де ла Пенья (Narcisso Virgilio Díaz de la Peña)
1807, Бордо — 1876, Ментона
1976
Французский художник-пейзажист, представитель барбизонской школы.
Нарсисс Виржиль Диаз де ла Пенья родился в Бордо в семье испанского беженца. Осиротевший к десяти годам, мальчик был оставлен на попечение священника из Белльвю под Парижем. В юности в результате несчастного случая он потерял одну ногу и всю жизнь вынужден был пользоваться деревянным протезом. Что не помешало художнику впоследствии проводить долгие часы в лесу Фонтенбло, где он работал на пленэре. В возрасте 15 лет молодой человек, проявивший талант рисовальщика, поступил учеником к Арсену Жиле, владевшему фарфоровой мануфактурой. Вскоре юноша сам начал создавать собственные композиции.
По обычной в те времена практике Нарсисс учился писать, изучая произведения старых мастеров в Лувре, где он вдохновлялся работами Корреджо, Ватто и Делакруа. Впоследствии под влиянием своего друга, тоже барбизонца, Теодора Руссо он увлекся голландской живописью XVII века.
С 1831 по 1837 год произведения художника регулярно выставлялись в Салоне. С 1837 до 1844 года он работал в лесу Фонтенбло, став важным и влиятельным членом так называемой барбизонской школы. В течение последующих лет он был награжден тремя золотыми медалями Салона, а в 1851 году удостоен ордена Почетного легиона.
Лесная сцена. 1874
Дерево, масло. 32 x 44 x 1,3 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон
Ранние полотна Диаза, среди которых преобладают яркие восточные сцены, отличались богатым, насыщенным колоритом, однако, обосновавшись в середине1830-х годов в лесу Фонтенбло, он создал целую серию необычайно поэтичных пейзажей. Художники, работавшие близ деревни Барбизон, намеренно отказывались от академических приемов пейзажной живописи и навыков, полученных ими за годы обучения в крупнейших парижских мастерских. Отвергая классическую схему героического пейзажа, они стремились приблизиться к природе, стараясь уловить особенности местного ландшафта и запечатлеть сам дух французской провинции. Работая над схожими мотивами, представители барбизонской школы по-разному видели натуру — так, пейзажи темпераментного Диаза де ла Пенья отличаются живописной фактурой, особой эмоциональностью и тонкостью трактовки нюансов световоздушной среды. С 1862 года он регулярно пишет на побережье Нормандии, в частности в Этрета, работая бок о бок со своим другом Гюставом Курбе.
В 1851 году Диаз де ла Пенья открыл свою собственную студию в Париже. К 1870-м его работы обрели популярность, среди ценителей его живописи были импрессионисты. Из-за стремительно развивавшегося туберкулеза художник не смог принять участие в их выставках, он умер в Ментоне в ноябре 1876 года.