Ксаверий Дуниковский (Ksawery Dunikowski)
1875, Краков — 1964, Варшава
1964
Выдающийся польский скульптор, испытавший влияние модернизма и выработавший свой неповторимый монументальный стиль.
Фото Бенедикт Ежи Дорис
Альманах польской фотографии, Варшава
1959
Дуниковский получил домашнее образование, поскольку из-за болезни легких не мог посещать школу. Вопреки воле родителей Ксаверий решил стать скульптором. В 16 лет он начинает обучение в мастерской лучшего в те годы варшавского мастера Болеслава Сыревича, посещая параллельно мастерскую скульптора Леопольда Васильковского. В обеих студиях Дуниковский учится реставрировать статуи, делать портреты и надгробия. Уже довольно скоро ему доверяют серьезные работы по реставрации скульптур в Лазенковском парке.
К числу самых ранних сохранившихся произведений Дуниковского относятся два терракотовых бюста 1896 года: «Портрет кузины» и «Скупец», которые отличает тяготение к натуралистической трактовке формы.
Для получения дальнейшего профессионального образования Дуниковский уезжает в Краков в Академию изобразительных искусств, где начинает заниматься у профессора Альфреда Дауна. В эти годы во главе кафедры скульптуры становится молодой профессор Константы Лящка, окончивший в Париже Школу изящных искусств и испытавший влияние импрессионизма. Новые веяния в области скульптуры отразились и в творчестве Дуниковского, создавшего в 1898 году «Портрет молодой девушки» — одну из своих первых работ, выполненных в импрессионистической манере.
Ксаверий Дуниковский
Дуновение
1900
Кованая медь
Музей скульптуры Ксаверия Дуниковского во дворце Круликарня
Национальный музей, Варшава
Фото Zbigniew Kapuscik
©East News
В 1902 году состоялась первая персональная выставка Дуниковского, а в начале 1903-го появилась первая обширная рецензия о его творчестве. Еще через год, уже будучи профессором Академии искусств в Варшаве, Дуниковский путешествует по Сирии, Палестине, Италии, знакомится с произведениями великих итальянских мастеров, а затем во Франции изучает пластику романских и готических соборов.
В 1908 году он становится членом объединения польских художников Sztuka («Искусство») в Кракове, а позднее будет избран его председателем. В следующем году скульптор принимает участие в конкурсе на создание памятника Шопену в Варшаве. В целом же первое десятилетие XX века прошло для него в творческих поисках, напряженной работе и тяжелых материальных условиях, так как молодой мастер крайне редко получал заказы. В эти годы им были созданы такие произведения, как «Ева», «Беременные женщины», «Голова Адама Мицкевича». В 1910 году Дуниковский возвращается в Краков, работает над многофигурной композицией для портала костела иезуитов, построенного по проекту Франтишека Мончиньского.
В 1914 году Дуниковский едет в Париж, а вскоре переезжает в Лондон, где присоединяется к труппе Сергея Дягилева. Но с началом Первой мировой войны Дуниковскому как австрийскому подданному грозило интернирование. Ему удалось выехать во Францию и записаться добровольцем в Иностранный легион. Но уже в ноябре 1914 года после полученного ранения он снова оказывается в Париже.
Парижский период — весьма плодотворный в жизни скульптора. Он работает в небольшой мастерской на Монмартре. Денег на материалы и натурщиков ему не хватает, но его давний друг Антуан Черпликовский, понимая стесненное положение мастера, часто приобретает его работы.
В годы пребывания в Париже Дуниковский выполняет «Голову доктора Любельского» (1914) — врача парижской клиники, «Голову мексиканца Демесса» (1917–1920), а также серию женских скульптурных образов, представляющих собой своеобразные портреты-типажи: «Американка», «Француженка», «Полька».
В 1923 году Дуниковский возвращается в Польшу. Когда в 1925 году в Кракове начинается реставрация Вавельского замка, ему предлагают создать серию деревянных полихромных голов для кессонов потолка Посольского зала. Из 194 оригинальных скульптур к тому времени в замке сохранилось только 30. Прежде чем приступить к реставрации, он изучает эпоху, собирает исторические материалы. Этот проект наконец приносит скульптору известность, в Польше его все чаще называют мастером «Вавельских голов». В 1927 году проходит череда выставок этих работ в различных городах Европы.
Ксаверий Дуниковский
Адам Мицкевич. Из цикла Вавельские головы
Королевский замок на Вавеле
Государственное собрание искусства, Краков, Польша
Фото Wojtek Laski
© East News Poland
В Кракове Дуниковский также выполняет барельефы для фасада Шлёнской духовной семинарии, работает над композициями для костела в Катовицах, а затем получает заказ на создание памятника Юзефу Дитлю — известному врачу, ректору Краковского университета и президенту Кракова.
В 1939 году Польшу оккупируют немецкие войска. Дуниковский остается в Кракове. В июне 1940 года 65-летнего скульптора отправляют в концентрационный лагерь Освенцим. Здесь, работая в столярной мастерской, он продолжает рисовать, создав множество рисунков, набросков и портретов товарищей по лагерю. В 1945 году после освобождения узников лагеря Советской армией Дуниковский около года проводит в больнице.
С 1946 по 1952 год мастер работает над памятником «III Силезскому восстанию» (произошедшему в 1921 году), который был установлен в 1955-м на горе Святой Анны в Опольском воеводстве. В последующие годы Дуниковский создает монумент «Освобождение», установленный на площади Ольштына (1949–1953)[S1] , эскизы для монумента Мицкевичу в Познани, проект памятника героям Варшавы. Открытие его последней монументальной композиции, «Памятника солдату 1-й армии Войска польского», состоялось за два месяца до смерти скульптора, скончавшегося 26 января 1964 года.
Ксаверий Дуниковский
Фрагемент памятника силезским повстанцам на горе св. Анны близ Катовице
Гранит
Фото Andrzej Szypowski
© East News