
Жан-Луи Форен
(Jean-Louis Forain)
1852, Реймс — 1931, Париж
1931
Художник, график, иллюстратор периодических изданий. Рисовал портреты, пейзажи, бытовые сцены, нередко с юмористическим уклоном. Президент Национального общества изящных искусств и член Института Франции.
Сын провинциального живописца вывесок, который уже в 11 лет, когда его семья перебралась в Париж, проявил большую склонность к рисованию. Его школьная тетрадь начала заполняться копиями с картин старых мастеров в Лувре, куда он постоянно наведывался. Там его заметил художник Жаксон де ла Шеврез и стал знакомить с основами искусства рисунка. Эпизодически Форен занимался в Школе изящных искусств у Жерома. Когда ему исполнилось 16 лет, знаменитый Жан-Батист Карпо пригласил его к себе в помощники, но через год уволил, обнаружив повреждение на макете важного заказа, а собственный отец в довершение всего прогнал из дома. Так в 17 лет Форен попал в среду парижской богемы.

Школа изящных искусств в Париже
Фотография Шарля Марвиля
1851
Когда в 1870 году пруссаки осадили Париж, Форен участвовал в защите форта Монруж. С окончанием войны учился у известного карикатуриста Андре Жиля [Gill] и сблизился с Полем Верленом и Артюром Рембо, которые прозвали его Гаврошем. С декабря 1871 года в течение трех месяцев он делил одну каморку с Рембо, но дольше, из-за неизбывной привязанности юного поэта к абсенту, не выдержал.

Франко-прусская война. Моряки отказываются покидать осажденный Форт Монруж
1871
Гравюра
© Getty Images / Fotobank

Кафе «Nouvelle Athènes» (Новые Афины) на площади Пигаль в Париже
Ок. 1900
Ради заработка Форен брался за различную художественную поденщину: рисовал виньетки, иллюстрации, не отказывался от разнообразной рекламы. В то же время его все больше привлекали те, кого вскоре окрестят импрессионистами: в монмартрских кафе Гербуа [Guerbois] и Новые Афины [Nouvelle-Athenes] он становится свидетелем их горячих обсуждений современной выставочной практики. Правда, присоединился он к ним не сразу, а лишь в конце 1870-х годов, когда принял участие в трех выставках импрессионистов (1879, 1881, 1886), на которых показывал портреты, пейзажи, бытовые сцены, нередко с юмористическим уклоном.

«Его все больше привлекали те, кого вскоре окрестят импрессионистами…»
Эдуард Мане
«В кафе», фрагмент
1874
Жиллотаж на веленевой бумаге. 27,5×34,5
Институт искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Уильямстаун
Долгое время Форен был привязан к рисунку больше, чем к живописи: его карикатуры, сатирические и просто развлекательные композиции в течение нескольких десятилетий украшали многочисленные парижские периодические издания. К живописи Форен охотнее обращается на рубеже веков; в его картинах заметно влияние Эдуарда Мане, а больше всего Эдгара Дега, с которым он поддерживал дружеские отношения. В 1891 году юный Анри де Тулуз-Лотрек говорил: «Я не принадлежу ни к какой школе и работаю в своем углу. Восхищаюсь Дега и Фореном» [Je ne suis d’aucune ecole; je travaille dans mon coin. J’admire Degas et Forain]. В старости Форен достиг высших официальных почестей, сделавшись президентом Национального общества изящных искусств и членом Института Франции.