Каспар Давид Фридрих (Caspar David Friedrich)
1774, Грайфсвальд — 1840, Дрезден
1840
Крупнейший представитель романтизма в немецкой пейзажной живописи.
Каспар Давид Фридрих родился и вырос в Грайфсвальде на балтийском побережье. Первые уроки рисования получил у своего друга, художника и архитектора Иоганна Готфрида Квисторпа, преподававшего в местном университете. В 1794–1798 годах Фридрих учился в Королевской академии изящных искусств в Копенгагене, где получил подготовку по классическому рисунку и пейзажной живописи у Кристиана Августа Лоренцена, Иенса Юля и Эрика Пауэльсена. В 1798 году он переехал в Дрезден, который в то время был центром немецкого романтизма благодаря присутствию Шлегеля, Новалиса, Жана Поля, Шеллинга и Стеффенса. Там Фридрих присоединился к обществу художников, состоявшему из его главы Адриана Цинга, а также Иоганна Христиана Кленгеля и Якоба Зейдельмана. В это время ему приходилось зарабатывал себе на жизнь карандашными рисунками. Первый успех пришел к художнику после участия в выставке-конкурсе «Друг искусства», организованном Гете в Веймаре в 1805 году. Знаменитый писатель присудил ему премию за два листа, исполненных в технике сепии, и отметил произведения лауреата в статье в «Йенской всеобщей литературной газете».
Каспар Давид Фридрих
Теченский Алтарь
1807-1808
Холст, масло. 115х110,5 см
Галерея Новых Мастеров, Государственные художественные собрания Дрездена, Германия
В последующие годы Фридрих примкнул к дрезденскому кругу интеллигенции, к которому принадлежали в том числе художник Фердинанд Хартман, философ Готтхильф Генрих фон Шуберт, поэт Генрих фон Клейст и философ Адам Мюллер. С 1807 года Фридрих начал работать масляными красками. В конце 1808 года он исполнил символическую композицию «Крест в горах» для алтаря домашней часовни графа Туна в замке Течен в Богемии. Новаторство замысла и исполнения вызвало нападки современников, включая критика Фридриха Вильгельма Базиля фон Рамдора. Однако «Теченский алтарь», как его потом назвали, стал программным произведением искусства романтизма. Загадочные, мистические пейзажи мастера, неизменно напоминающие о скоротечности бытия и бесконечности мироздания, пронизаны меланхолическими переживаниями природы. С течением времени репутация Фридриха значительно укрепилась. Его картины начал приобретать великий князь Николай Павлович (будущий Николай I), с ним стал переписываться поэт Василий Жуковский. В 1816 году Фридрих был избран членом дрезденской Академии художеств, а в 1824 году назначен ее профессором. Однако его надежда на преподавательскую карьеру потерпела неудачу. Вкусы публики переориентировались на салонное искусство и реалистическую живопись дюссельдорфской школы, романтика же Фридриха почти перестали замечать на родине, он все более замыкался в себе. Недуг, нужда, апоплексический удар в 1835 году сломили его, он попытался обратиться к графике, а с 1837 года вообще перестал работать. Среди его друзей в последние годы жизни были его сосед, норвежский пейзажист Юхан Кристиан Клаусен Даль, а также врач, художник и философ Карл Густав Карус, написавший на основе высказываний Фридриха «Девять писем о пейзажной живописи».