Акилле Вирджилио Сократе Фуни (Achille Virgilio Socrate Funi)
1890, Феррара — 1972, Аппиано Джентиле
1972
Итальянский художник-неоклассицист, мастер монументально-декоративных росписей и мозаик.
Начальное художественное образование Фуни получил в муниципальной школе искусств имени Доссо Досси в родной Фарраре, где с 1902 года обучался рисунку и живописи. В 1906 году, когда семья переехала в Милан, юноша поступил в Академию изящных искусств Брера, где стал учиться в классе художника Чезаре Таллоне. В академии Вирджилио подружился с будущими знаменитыми итальянскими художниками — архитектором Антонио Сант-Элиа, живописцами Леонардо Дудревиллем, Карло Карра и скульптором Умберто Боччони. Благодаря двум последним Фуни после окончания академии (1910) присоединился к группе футуристов. С 1911 года Фуни стал вхож в салон Корсо ди Венеция известной журналистки и художественного критика Маргериты Сарфатти, где встречались художники, интеллектуалы и политики.
Хотя Боччони и называл Фуни «одним из крупнейших образцов итальянской авангардной живописи», но все же отмечал, что тот, «несмотря на видимость увлечения футуризмом, по-прежнему остается глубоко реалистическим художником». В 1913 году Фуни вместе со своими друзьями Сант-Элиа, Дудревиллем, Низзоли и другими художниками создал группу «Новые тенденции», творчество которой представляло собой смягченный вариант футуризма.
С началом Первой мировой войны художник, как и многие его друзья, ушел на фронт добровольцем и служил в автовелосипедном батальоне.
В послевоенное время происходит сближение художника с Маргеритой Сарфатти, которая поддерживает его решение отказаться от футуризма в пользу обновленной классики. В 1920 году в Милане прошла первая персональная выставка Фуни. В это же время у художника наметился постепенный отход от авангардного формотворчества, хотя даже в это время, которое иногда называют «вторым периодом футуризма», работы Фуни обнаруживают некоторое влияние синтетического кубизма и метафизики.
В 1920 году Фуни совместно с Дудревиллем, Руссоло и Сирони подписал манифест «Никакого возврата к прошлому в живописи». Фуни становится одним из основателей группы Novecento Italiano («Итальянский ХХ век»), ориентирующейся на традиционные формы изображения, и, желая подчеркнуть свою верность классическим идеалам, берет себе греческое имя Ахилл. В 1922 году в галерее Пезаро в Милане состоялась выставка основателей группы (Акилле Фуни, Ансельмо Буччи, Леонардо Дудревилль, Марио Сирони, Убальдо Оппи, Эмилио Малерба и Пьеро Маруссиг) «7 художников XX века». Через два года они (за исключением Оппи) выставились на Венецианской биеннале, а в 1926 году при поддержке Сарфатти экспонировали свои работы в Палаццо делла Перманенте в Милане. Выставка в Риме «Десять итальянских художников XX века» подтвердила популярность группы «Новеченто».
С начала 1930-х годов Фуни много работал в технике монументальной живописи, выполняя фрески и мозаики для церквей и общественных зданий. В 1933 году он вместе с Карра и Кампильи подписывает «Манифест настенной живописи», составленный Сирони. Самые значительные его монументальные работы этого времени: росписи помещений Миланской триеннале (1933) и Зала советов Палаццо Коммунале в Ферраре (1934–1947), мозаики для церквей Сан-Джорджо в Милане (1932) и Кристо Ре в Риме (1934).
В 1939 году Фуни получил место преподавателя монументально-декоративной живописи в Академии художеств Брера, с 1957 по 1961 год он занимал пост директора академии. В 1960-е годы художник вернулся к станковой живописи, писал в основном пейзажи, а также вариации на темы произведений Рафаэля и помпейских росписей.