Генрих Фогелер (Heinrich Vogeler)
1872, Бремен (Германия) — 1942, пос. Корнеевка (Казахская ССР)
1942
Немецкий художник, живописец и график, вначале адепт югендстиля, затем экспрессионизма и реализма.
Выходец из зажиточной семьи торговца скобяным товаром, Генрих Фогелер, вопреки желанию отца, видевшего в нем продолжателя дел фирмы, поступил в дюссельдорфскую Академию художеств. После смерти родителя он на полученную долю наследства объездил Голландию, побывал в Париже и в конце концов обосновался в деревеньке Ворпсведе близ Бремена (1895), где образовалась «колония художников», состоявшая из Отто Модерзона, Ганса Энде, Фрица Маккензена и других. Художников навещали литераторы Райнер Мария Рильке и Герхард Гауптмана. Фогелер покупает и перестраивает бывшую ферму Баркенхоф. Его товарищи по искусству, в основном символисты, но также и экспрессионисты, несколько раз выставлялись в Мюнхене. Фогелер в это время пишет свои программные картины периода югендстиля: «Волхвы» и «Весна» (1897), а также полотно «Концерт» (1905), на котором запечатлел ворпсведское артистическое общество (за эту работу художник получил большую медаль выставки «Искусство севера Германии» в Ольденбурге). Проникнувшись социалистическими идеями, мастер вместе с братом попытался организовать в Ворпсведе мастерские по производству мебели, однако дело оказалось нерентабельным.
С началом Первой мировой войны Фогелер уходит добровольцем на фронт, его определяют офицером связи. Но в 1918 году, испытав все ужасы войны, он пишет открытое письмо кайзеру Вильгельму II с требованием прекратить бойню. По решению командования его отправляют в психиатрическую лечебницу в Бремене, из которой он выходит весной того же года. Участие в ноябрьской революции 1918 года и сотрудничество с рабочими комитетами вынудили его в период последовавших репрессий перейти на некоторое время на нелегальное положение. У себя в Баркенхофе Фогелер организует школу для рабочих и разбивает общественные огороды.
В 1920-е годы художник обращается к реалистической живописи, что не исключает у него приемов монтажа, заимствованных из кинематографа. Вместе со старшей дочерью он расписывает свой дом Баркенхоф.
В 1923 году Фогелер вместе с Софьей Мархлевской, дочерью польского коммуниста Юлиана Мархлевского, отправляется в Советскую Россию, где читает лекции и пишет социально ангажированные картины («Рождение нового человека», «Красная метрополия»). По возвращении в Германию художник вступает в компартию, превращает свое имение в филиал МОПРа (Международная организация помощи борцам революции) и организует детский дом. Спустя год он возвращается в СССР, работает в Карелии, участвует в конгрессе МОПРа в Москве, где знакомится с мексиканским муралистом Диего Ривера. На родине Фогелер организует галерею для продажи работ своих сподвижников, пишет картины на пролетарские темы, зарабатывая себе на жизнь службой в архитектурном бюро Die Kugel (1927–1929). За поддержку правой оппозиции его исключают из Компартии Германии, а заодно и из МОПРа. В 1931 году художник эмигрирует в СССР. Его направляют на службу в бюро пропаганды в Ташкенте. Он пишет на производственные темы: хлопковые поля, узбекских колхозников, лесопилки в Карелии и т. д. В 1935 году он показывает на московских выставках антифашистские картины. Как зятя коммуниста Мархлевского его не затронули террор и репрессии. Развод с Софьей Мархлевской в 1941 году мало что изменил в его жизни. Однако из-за начавшейся войны с Германией Фогелеру, как и многим этническим немцам, определили место жительства в Казахстане. Больной раком художник умер 14 июня 1942 года в больнице колхоза «Буденный» Карагандинской области.