King Candaules
Circa 1859
Oil on canvas
68 x 98 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1938 from the Pushkin Museum, until 1933 in the Hermitage; until 1918 in the private collection, Saint - Petersburg; until 1886 in the collection of S. Meyer
Inv.: Ж-3543
Inv. GMNZI: 1450
В основе сюжета произведения рассказ из первой книги «Истории» Геродота. Ливийский царь Кандавл, одержимый страстной любовью к своей жене Родофе, настолько гордился ее красотой, что однажды приказал своему телохранителю Гайгесу подглядеть за ней, когда та, обнаженная, готовилась отойти ко сну. Однако царица услышала шум и заметила уходящего Гайгеса. Поняв, что замысел принадлежал ее супругу, на следующий день Родофа вызвала к себе телохранителя и предложила ему выбор: либо убить царя и жениться на ней, либо убить самого себя. Гайгес после долгих колебаний выбрал первый вариант: убил Кандавла, женился на царице и основал династию Мермнадов.
Этот драматичный сюжет неоднократно привлекал художников и писателей XIX столетия. Особую роль здесь сыграл рассказ Теофиля Готье «Царь Кандавл» (1845), получивший необычайно широкий резонанс — новелла даже легла в основу одноименного балета, поставленного в 1868 году Мариусом Петипа в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Эмоциональная интерпретация сюжета Жеромом также свидетельствует о том, что французский живописец опирался скорее на произведение Готье, нежели на античный источник: царь Кандавл, очевидно, услышал шум, и его лицо отражает внезапную смену настроений, смятение и испуг. Этот психологический момент подчеркнут и в новелле, но отсутствует у Геродота.
Вероятно, картина была написана Жеромом для того, чтобы понравиться Готье, который поддерживал группу так называемых неогреков. Жером и другие живописцы-неогреки не только использовали в своем творчестве античные сюжеты, но стремились возродить стиль раннего неоклассицизма.
Данная картина является авторским повтором известной композиции, показанной в Салоне 1859 года (ныне — Музей искусств, Понсе, Пуэрто-Рико).
А.П.