Массимо Кампильи [Макс Иленфельд] (Massimo Campigli [Max Hilenfeld])
1895, Берлин — 1971, Сен-Тропе.
1971
Итальянский живописец и книжный график, автор монументальных станковых произведений и фресок, перешедший от футуризма к искусству современной классики.
Незаконнорожденный Массимо еще в младенчестве был увезен своей матерью из Берлина в Италию, вначале во Флоренцию, а затем в Милан. В столице Ломбардии Макс стал публиковать в журнале «Лачерба» свои первые футуристические «словокартины» под псевдонимом Массимо Кампильи. В 1914 году его приняли в штат газеты «Коррере делла Сера», а в следующем году он ушел добровольцем на фронт.
Спустя два года Кампильи попал в плен и был заключен в лагерь близ Вены, откуда ему удалось бежать. Его путь на родину пролег через Венгрию, Молдавию и Украину.
По окончании войны Кампильи был направлен своей редакцией в Париж. Он поселяется на Монпарнасе, посещает артистическое кафе «Ле Дом», интересуется конструктивной пластикой Леже и Озанфана, а кроме того, произведениями древнеегипетского искусства, которые он видит в Лувре. В 1921 году художник впервые участвует в Осеннем салоне. Спустя два года Кампильи открывает в Риме в галерее Брагалья первую персональную выставку. Он все чаще выставляется как в Италии, так и в Париже, завязывает дружеские отношения с де Кирико, Северини, Савинио, де Пизисом, Пареше, Тоцци, вместе с которыми входит в группу «Семеро из Парижа». Благодаря знакомству с журналисткой и критикессой Маргеритой Сарфатти, группу пригласили участвовать в первой показательной выставке объединения Novecento Italiano («Итальянский ХХ век» или «Новеченто»), открывшейся в 1926 году. С этого времени Кампильи зарабатывает себе на жизнь живописью.
Посетив музей виллы Джулия в Риме, художник был впечатлен произведениями этрусского искусства, которое в скором времени нашло отражение в его живописи, склонявшейся к монументальности и архаике. С начала 1930-х годов художник все более увлекается настенной живописью для общественных зданий в Милане и Падуе. В 1933 году он вместе с Сирони, Карра и Фуни подписывает «Манифест настенной живописи».
Во время Второй мировой войны Кампильи жил в Венеции у своего друга, поэта Диего Валери, занимался литографией, иллюстрируя стихи Верлена. После войны художник жил между Парижем, Миланом и Римом. В начале 1960-х годов он построил для себя виллу в Сен-Тропе, куда часто наезжал и где в 1971 году скончался от сердечного приступа.