Камилла Клодель (Camille Claudel)
1864, Фер-ан-Тарденуа (регион О-де-Франс) — 1943, Мондеверг (регион Прованс — Альпы — Лазурный Берег)
1943
Французская художница эпохи ар-нуво, скульптор, модель, ученица и помощница Огюста Родена.
Камилла родилась в семействе провинциальных буржуа, не помышлявших о том, что их дочь станет художницей (впрочем, также они ошиблись и в отношении своего младшего сына, Поля, прославившегося в качестве литератора). После многочисленных переездов семья обосновалась в Париже на Монпарнасе, а 17-летняя Камилла стала посещать Академию Коларосси, где вместе со своими подругами начала осваивать азы пластики у скульптора Альфреда Буше. Постоянно занятый разъездами, Буше передал попечительство над молодыми студентками Огюсту Родену. В 1884 году Клодель перешла в его мастерскую. Войдя в команду помощников мэтра, она участвовала в реализации таких его известных скульптур, как «Граждане Кале». Ученица и модель со временем превратилась в любовницу ваятеля, впоследствии она вдохновила его на создание таких произведений, как «Поцелуй», «Мысль» и другие.
Роден отдавал должное начинаниям своей протеже — он хвалил такие ее ранние работы, как «Старуха Эллен», «Портрет брата Поля в возрасте 13 лет». Он также помогал ей выставляться. Однако после разрыва с Роденом в 1893 году (причиной тому стала потеря ребенка и нежелание мэтра вступать в брак) Камилла смогла доказать, что она способна работать как самостоятельный и независимый художник. Одной из главных тем ее творчества стала драма разрыва с Роденом, которой посвящена этапная композиция «Возраст зрелости» (гипс 1899 года, два поздних варианта в бронзе находятся в Музее Родена и в музее Орсэ). Клодель работала в стилистике ар-нуво, используя в малых формах сочетание камня и металла (композиции из оникса и бронзы «Волна», 1897; «Кумушки», 1895). С 1903 года она выставлялась в различных салонах. Впрочем, особого дохода это не приносило, и финансовую помощь художнице оказывали брат и отец.
В 1905 году вспышка нервного возбуждения приводит Клодель к разрыву отношений с ее единственной меценаткой — графиней де Мегрэ, для которой она в 1902 году выполнила мраморную композицию «Персей и Горгона» и несколько портретов близких. Она замыкается в своей мастерской, в 1912 году уничтожает свои работы. По просьбе Поля Клоделя Камиллу обследуют врачи и ставят диагноз: паранойя, «мания преследования с расстройством сознания на основе ложных толкований и галлюцинаций». По настоянию брата и матери (поддерживавший ее отец умер в марте 1913 года) художницу препровождают в клинику Виль-Эврар (деп. Сена-Сен-Дени), а с началом Первой мировой войны переводят на юг, в лечебницу в Мондеверге близ Авиньона, где она умирает 19 октября 1943 года.