Макс Кли́нгер (Max Klinger)
1857, Лейпциг — 1920, Гроссйена близ Наумбурга
Немецкий художник-символист, занимавшийся графикой, скульптурой и живописью; предшественник югендстиля, оказавший влияние на художников-сюрреалистов.
Клингер учился рисованию в Школе изящных искусств в Карлсруэ у жанрового художника Карла Гусова. Переехав в 1876 году в Берлин, он поступил в Академию художеств, которую окончил с серебряной медалью. Большое влияние на него в те годы оказали гравюры Рембрандта, Гойи и Менцеля. Первые свои работы он показал в 1878 году на 52-й академической выставке. В 1879 году художник совершил поездки в Мюнхен и Брюссель, где занимался в мастерской Эмиля Шарля Вутерса.
В живописи Клингера раннего периода ощущается влияние романтизма, об этом свидетельствует его картина 1879 года «Смерть Цезаря» (Музей изобразительных искусств, Лейпциг). В 1882 году художник получил свой первый заказ на монументально-декоративные работы — ему поручили оформить вестибюль виллы Юлиуса Альберса под Берлином. С 1883 по 1886 год Клингер живет в Париже, изучает в Лувре произведения старых мастеров, копирует работы Гойи и Домье. Он создает свою первую скульптуру — бюст Шиллера, начинает работать над статуей Бетховена (этот героизированный масштабный портрет он завершит лишь в 1902 году). Большое впечатление на Клингера оказало творчество Арнольда Беклина, с которым молодой художник встретился в 1887 году по возвращении в Берлин. Влияние живописи знаменитого символиста ощущается в таких работах Клингера, как «Синий час» (1886–1890, Музей изобразительных искусств, Лейпциг), «Морской бог в волне прибоя» (1884–1885, Кунстхалле, Гамбург) и многих других.
С 1888 по 1893 год художник работает в Италии, изучает творения мастеров кватроченто. Здесь у него рождается замысел образа, в котором бы соединились языческие и христианские начала, а именно идея многофигурной картины «Христос на Олимпе» (закончена в 1897 году, Галерея австрийской живописи, Вена).
Талант Клингера особо ярко проявился в графике. В своей книге «Живопись и рисование», вышедшей в 1891 году, он придавал этой технике особое, самостоятельное значение в отображении внешнего мира. Он считал, что графике свойственно передавать демонически-темные стороны жизни. Не случайно серии гравюр мастера вызывали потом восхищение у сюрреалистов. Зрителей-современников поразили уже два ранних цикла немецкого художника: островыразительная серия на тему Христа и графическая сюита «Перчатка (1881) — фантастический рассказ о юноше, влюбившемся в одушевленную перчатку.
После 1897 года Клингер почти полностью посвящает себя скульптуре. Он стремился возродить полихромную скульптуру, используя различные породы мрамора, золото, слоновую кость, бронзу, алебастр и раскраску. Таковы его «Саломея» (1893) и «Кассандра» (1895; обе в Музее изобразительных искусств, Лейпциг). В 1902 году он представил своего «Бетховена» в Венском сецессионе в театрализованном окружении из семи панно Густава Климта, посвященных «Девятой симфонии» композитора. До самой смерти, последовавшей в 1920 году, мастер трудился над проектом колоссального монумента Рихарду Вагнеру, который остался неосуществленным.