Оскар Кокошка (Oskar Kokoschka)
1886, Пёхларн (Австро-Венгрия) — 1980, Монтрё (Швейцария)
1980
Известный австрийский художник чешского происхождения, живописец-экспрессионист, литератор, драматург.
Кокошка обучался в венской Школе искусств и ремесел (1904–1909), где его преподавателем был Густав Климт, дружил с Эгоном Шиле. Успешно выступал как литератор, драматург (автор пьес «Убийца, надежда женщин», 1907; «Иов», 1917; «Орфей и Эвридика», 1919). В 1909 году он познакомился с Гервардом Вальденом и стал экспонентом его галереи «Штурм», вошел в круг немецких художников-экспрессионистов. Кокошка развивал выразительную, эмоциональную живописную манеру, насыщенную символистскими и музыкальными ассоциациями. В 1910-е годы он испытал влияние Густава Малера, в 1920-е годы — Арнольда Шёнберга.
В годы Первой мировой войны Кокошка призван на военную службу, получает серьезное ранение. С 1917 года работает в Дрездене, там же с 1919 по 1924 год занимает пост профессора Академии художеств, общается с Максом Бекманом, Кете Кольвиц, Генрихом Кампендонком. С 1924 по 1933 год много путешествует по Европе, Северной Африке, Ближнему Востоку, пишет главным образом «портреты» городов, увиденных с высокой точки («Иерусалим», Детройтский институт искусства, 1929–1930). В 1931 году возвращается в Вену.
С 1934 по 1938 год художник живет в Праге. После захвата Чехословакии гитлеровцами уезжает в Великобританию, в 1947 году получает британское гражданство. Создает монументальные аллегорические полотна, много работает как сценограф. Самые значительные произведения позднего периода — аллегорические и мифологические полотна, включая «Прометея», роспись потолка в доме графа Сейлера в Лондоне (1950) и триптих «Фермопилы» (1954), выполненный для Гамбургского университета. В 1953 году Кокошка открывает «Школу взгляда» в Зальцбурге, затем поселяется в Швейцарии, в Вильневе. Посещает Грецию (1961), США (1966), Израиль, Италию. В 1975 году принимает австрийское гражданство.