Жан Люрса (Jean Lurcat)
1892, Брюйер (департамент Вогезы) — 1966, Сен-Поль-де-Ванс (департамент Приморские Альпы)
1966
Французский живописец, дизайнер и теоретик в области ковроткачества.
В молодости Люрса обучался в университете медицине, однако вскоре решил осваивать искусство под руководством Виктора Пруве, преподававшего в Школе изящных искусств в Нанси. В 1912 году вместе с братом Андре, будущим архитектором, переселился в Париж, где после недолгого пребывания в Школе изящных искусств посещал Академию Коларосси. Некоторое время был под влиянием кубизма. Основал журнал Feuilles de mai («Майские листки»), в котором публиковались Антуан Бурдель, Райнер Мария Рильке, Эли Фор и Илья Эренбург. Сторонник левых взглядов, во время Первой мировой войны Люрса, будучи призванным в армию, выступал с антимилитаристскими текстами и за пораженческую политику отбывал тюремное заключение. После окончания войны много путешествовал по Европе, Малой Азии, Северной Африке. В 1917 году показывал свои работы в Цюрихе, сделал первые шпалеры.
С 1920 года Люрса активно выставлялся, был знаком с художниками-сюрреалистами. В его произведениях соединялись геометрическая структурность и упрощенная фигуративность, монументальность и одновременно лиризм. В 1922 году в галерее Вильдрак состоялась его первая персональная выставка. Впоследствии выставлялся в галерее Жанны Бюше (1925), принимал участие в выставке «Современное французское искусство» в ГМНЗИ (1928). Со второй половины 1920-х годов Люрса, все более серьезно экспериментируя в области художественной шпалеры, начинает разрабатывать новые методы и эстетику ковроткачества. В 1940 году он переселяется в Обюссон — традиционный центр этого ремесла. Перед войной выполнил ряд цветных литографий, несколько сценических оформлений, также он занимался книжной иллюстрацией, писал стихи и книги по искусству ковроткачества. В 1934 году в Москве в ГМНЗИ прошла его персональная выставка, на которую художник был приглашен.
После Второй мировой войны Люрса с успехом участвовал в создании монументальных ансамблей и многочастных шпалер для общественных зданий, церквей и музеев. Самой знаменитой его шпалерой является гигантский «Апокалипсис» для церкви Нотр-Дам де Тут-Грас в Асси (1947–1948).