Аристид Майоль (Aristide Maillol)
1861, Баньюль-сюр-Мер — 1944, Перпиньян
1944
Скульптор, живописец, художник-прикладник, Майоль, как и Роден и Бурдель, величайший мастер, обновивший в начале XX века французскую пластическую традицию.
Майоль родился на юге Франции, в городке Баньюль-сюр-Мер, в семье потомственных виноградарей. Учился в коллеже в соседнем Перпиньяне, проявляя в юные годы особый интерес к рисунку и живописи. В 1882 году он отправляется в Париж, где поступает в Школу изящных искусств и учится у Жерома, а затем продолжает свое образование в Школе декоративных искусств у живописца Кабанеля. В начале 1890-х годов Майоль знакомится с художниками так называемой понт-авенской группы, которую возглавлял Гоген, что оказывает определенное влияние на его ранние живописные произведения. В те годы его также увлекало творчество Эмиля Бернара и Пюви де Шаванна. В 1895 году, находясь под большим впечатлением от средневекового ткаческого искусства и в особенности серии гобеленов «Дама с единорогом» из коллекции музея Клюни, Майоль организует в Баньюле мастерскую по производству гобеленов. Здесь он сам рисовал картоны, составлял гамму цветов, подбирал и окрашивал нити, как это делали древние мастера. Ткали гобелены местные девушки, на одной из которых Майоль женился в 1896 году. Свою жену Клотильду он не раз изображал в рисунках, а затем и в скульптурах. В 1894 году на выставке «Группы двадцати» в Брюсселе Майоль представляет свои первые гобелены — «Музыка» и «Очарованный сад», в которых ощущалось влияние художников понт-авенской школы и группы «Наби». Но кропотливая работа над мелкими деталями при изготовлении гобеленов оказала пагубное влияние на зрение мастера. Около 1900 года он практически ослеп и пребывал в таком состоянии примерно полгода. От производства гобеленов пришлось отказаться. В этот период Майоль, не привыкший сидеть без дела, обращается к скульптуре.
Именно в скульптуре ему было суждено найти свой собственный неповторимый стиль. Его излюбленной пластической темой становится обнаженное женское тело, округлые формы и плавные изгибы которого, по мнению мастера, способны передать всю полноту и красоту мира — таинственность ночи, извилистое течение реки, невесомую легкость воздушного пространства.
В 1902 году Амбруаз Воллар организует первую персональную выставку Майоля в своей галерее и приобретает несколько его скульптур. В 1904 году Майоль впервые выставляет свои произведения в Осеннем салоне. В том же году он знакомится с графом Гарри Кесслером, который становится его покровителем. Скульптор не раз отмечал, что это знакомство явилось самой большой удачей в его жизни. Благодаря финансовой поддержке мецената графа Кесслера в 1908–1910 годах Майоль посетил Грецию, где на него сильнейшее впечатление произвели произведения эпохи архаики и ранней классики.
В 1905 году скульптор по заказу работает над созданием памятника социалисту Луи-Огюсту Бланки, получившего в итоге название «Скованная сила». Образ женщины, стремящейся разорвать сковывающие ее узы, олицетворяет саму жизнь революционера, который много лет провел в заключении.
В 1912 году Майоль начинает работу над памятником Полю Сезанну, создав композицию с полулежащей женской фигурой. Однако жителям Экса, родного города Сезанна, монумент показался слишком упрощенным. После громкого скандала в прессе он был установлен в парижском саду Тюильри.
С течением времени, от 1910-х к 1940-м, творчество Майоля не претерпевало каких-либо заметных изменений, и женские образы неизменно оставались главной его темой («Иль де Франс», «Венера с ожерельем», «Скорбь»).
В 1934 году в жизни Майоля появляется юная натурщица Дина Верни, ставшая его музой и послужившая прообразом таких поздних скульптур мастера, как «Река», «Воздух», «Гора». Верни позировала и для последней монументальной статуи скульптора, которая называлась «Гармония» и которая так и не была им закончена. Последние годы жизни Майоль провел в родном Баньюле, продолжая заниматься не только скульптурой, но и живописью. 15 сентября 1944 года, возвращаясь на автомобиле от Рауля Дюфи, он попал в автокатастрофу. 27 сентября он скончался. В 1964 году двадцать скульптур мастера, переданных государству Диной Верни, были установлены в Париже в саду Тюильри.
Аристид Майоль
Ночь
Скульптура в саду Тюильри, Париж, Франция