Солнце над деревьями (Солнце над Парижем)
1905
Холст, масло
65 х 89 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
Приобретена Э. Дрюэ у художника (Париж); в 1913 приобретена И. А. Морозовым в галерее Э. Дрюэ за 3000 франков; с 1919 — МНЗЖ; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3391
Инв. ГМНЗИ: 352
По примеру импрессиониста Клода Моне, писавшего в середине 1860-х годов виды из окна Лувра на набережную Лувра и на противоположный берег Сены, Марке также использовал эту выигрышную точку обзора. Пейзаж исполнен в 1905 году, то есть он относится ко времени рождения фовизма. Существует вариант того же вида Сены с набережной Лувра при заходе солнца, который датируется также 1905 годом («Набережная Лувра», Фонд Фридарт, США). Судя по сбросившим листву деревьям и пасмурному небу (как и на московской картине), пейзаж был написан поздней осенью или в начале зимы.
А.П.
Альбер Марке (Albert Marquet)
1875, Бордо — 1947, Париж
1947
Французский художник-постимпрессионист, близкий к фовизму. Писал преимущественно речные и морские пейзажи.
Учился в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств (класс Фернана Кормона, затем Гюстава Моро), где сблизился с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Анри Мангеном и Шарлем Гереном. Копировал произведения Шардена, Пуссена, Веласкеса и Лоррена. После смерти Моро посещал академию Каррьера, где познакомился с Андре Дереном и Жаном Пюи. В 1899 году впервые принял участие в Салоне Национального общества изящных искусств, а в 1901 году — в Салоне Независимых. В 1902 году Марке выставлялся в галерее Эжена Дрюэ, ставшего его маршаном, а со следующего года начал выступать в Осеннем салоне. Летом 1905 года работал в Сен-Тропезе вместе с Матиссом и создал серию морских пейзажей в новой для себя яркой гамме чистых цветов. В 1905 году картины Марке были представлены в седьмом зале Осеннего салона, наряду с работами Матисса, Мангена, Дерена и Мориса Вламинка. Ряд картин, написанных художником в этот период, относятся к лучшим произведениям фовизма. Летом 1906 года работал в Гавре вместе с Раулем Дюфи. На протяжении всей жизни писал набережные Парижа, для чего снимал мастерские с видом на Сену. Много путешествовал, работал во Франции, Англии, Голландии, Норвегии, Швеции, Румынии, Германии, Италии, Марокко, Египте, Тунисе, Испании, Советском Союзе. Второй родиной для художника стал Алжир, где Марке встретил свою будущую жену и провел годы Второй мировой войны.