Франс Мазерель (Frans Masereel)
1889, Бланкенберг (Бельгия) — 1972, Авиньон
1972
Бельгийский художник, автор графических циклов-«романов», живописец-экспрессионист.
Мазерель родился в зажиточной фламандской семье. На рано потерявшего отца мальчика большое влияние оказал отчим, человек либеральных убеждений. По окончании средней школы в Генте, куда переехала семья, Франц поступил в 1906 году в Stedelijke Ambachtsschool voor Jongelingen — художественный лицей, в котором в течение трех лет изучал различные гравюрные техники. Параллельно он учился в гентской Академии художеств (1907–1910) у известного живописца и педагога Жана Дельвена.
Освобожденный от военной службы, Мазерель в 1909–1910 годах совершает ознакомительную поездку в Англию, Германию и Тунис, пока в 1911 году не обосновывается в Париже. Здесь он встречается с соотечественником, писателем-социалистом и пацифистом Анри Гильбо, который знакомит его со Стефаном Цвейгом. В 1912 и 1913 годах он успешно выставляется в Салоне независимых. В это время под влиянием гравюр Дюрера, старинных иллюстрированных изданий Библии и народных картинок художник увлекается ксилографией.
Оставаясь в Париже в годы Первой мировой войны, Мазерель занимается иллюстрированием книги журналиста Ролана де Мареса «Захваченная Бельгия». В 1915 году он уезжает в Женеву, работает переводчиком в международном комитете Красного Креста, знакомится с писателем Ромен Ролланом, как художник-иллюстратор сотрудничает с пацифистскими изданиями Demain («Завтра»), Tablettes («Таблички для письма») и La Feuille («Листок»). В швейцарский период появляются впоследствии ставшие знаменитыми циклы гравюр: «Мертвые говорят» (1917), «25 образов страстей человеческих» (1918), «Мой часослов» и «Солнце» (1919), «История без слов» (1920) и «Город» (начат в 1918 и закончен в 1925). Мазерель также иллюстрирует книги Цвейга, Золя и Томаса Манна.
ГМНЗИ. Вид выставки Франса Мазереля
1935
В 1921 году художник возвращается в Париж и пишет сцены из городской жизни. В 1922 году он знакомится в Берлине со своим коллегой Георгом Гроссом, а в 1923 году о нем выходит первая монография, написанная Цвейгом. В 1925 году на гонорар от изданных иллюстраций к «Тилю Уленшпигелю» Шарля де Костера художник живет в Булонь-сюр-Мер, где пишет порт, морские пейзажи и рыбаков. В 1929 году на родине проходит его первая выставка. Как художника левых убеждений и антифашиста мастера приглашают в СССР.
С приходом к власти нацистов из продажи в магазинах Германии начинают изымать издания, иллюстрированные Мазерелем, а в 1938 году картины художника снимают из экспозиций немецких музеев. С началом войны между Германией и Францией художник пытается вступить в армию, но его не берут по возрасту. Он уезжает на юг страны и там продолжает работать. После войны Мазерель решает обосноваться в Ницце, он по-прежнему занимается гравюрой, а также работает над театральными декорациями. В 1951 году в Венеции мастер получает премию за графику. В 1954 году в Бельгии его удостаивают звания члена Королевской академии наук, литературы и изящных искусств.