Тюльпаны с листьями калл в китайской вазе (Букет цветов)
Февраль 1943
Бумага, перо, тушь
52,9х40,5 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
C 1946 – ГМНЗИ (дар Л.Н. Делекторской, приобретен ею у художника), с 1948 - ГМИИ
Инв.: Р-10818
Инв. ГМНЗИ: 1581
1943 год был ознаменован в творчестве Матисса созданием замечательных натюрмортов. К их числу относится картина «Тюльпаны и устрицы на черном фоне» (Музей Пикассо, Париж), помеченная, как и московский рисунок, февралем 1943 года (написана в Ницце). В обоих произведениях использованы сходные мотивы. Правда, в живописной композиции тюльпаны соседствуют с цветами каллы, которых нет в рисунке. Ранее Матисс посвятил одному-единственному листу каллы специальный этюд углем, воспроизведенный затем в альбоме «Темы и вариации» (1943). А вот что в связи с нашим рисунком говорит Л. Н. Делекторская об отношении Матисса к тюльпанам: «Он любил тюльпаны и особенно отцветающие, когда их лепестки, засыхая на стебле, вычурно закручиваются — "похоже на птиц", говорил он. Так что в этот период в его мастерской они не переводились. Или я их заменяла свежими, или, если букет был очень удачным, они так и засыхали». Что касается изображенной в рисунке китайской вазы, ее нетрудно узнать среди прочих вещей на фотографии, запечатлевшей всякого рода сосуды, которые постоянно «позировали» художнику (Луи Арагон называл эту фотографию «палитрой объектов»).
Рисунок, впоследствии попавший в собрание ГМИИ, возглавляет группу из десяти листов, отобранных самим Матиссом для публикации в издании Hommage (июнь 1944 года). Он входил в группу из восьми листов Матисса, подаренных ГМНЗИ Л. Н. Делекторской в 1946 году.
В. М.