Анри Матисс (Henri Matisse)
1869, Като-Камбрези — 1954, Ницца
1954
Великий французский живописец ХХ века, один из основоположников фовизма. Помимо живописи занимался графикой, скульптурой, книжной иллюстрацией, театральными декорациями и монументальными росписями
Анри Матисс, старший сын состоятельного торговца из города Боэн-ан-Вермандуа на севере Франции, учился в лицее в Сен-Кантене. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Вернувшись через год в Сен-Кантен, работал клерком у адвоката, одновременно посещая класс рисунка в местной художественной школе Кантена де Латура. В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. Отец, хотя и не одобрял его выбор, оплатил курс подготовки к Школе изящных искусств и назначил сыну скромное содержание.
Провалив вступительные экзамены (1892), Матисс стал приходить в застекленный двор Школы, чтобы рисовать скульптуру. Там его заметил и пригласил в свой класс Гюстав Моро — на тот момент единственный преподаватель Школы, кто дополнял студийные занятия посещением Лувра и беседами у картин старых мастеров, с которых его студенты делали копии. В классе Моро началась дружба Матисса с Жоржем Руо, Анри Мангеном и Альбером Марке.
Летом 1896 года, работая с австралийским художником Джоном Расселом [John Russell] на острове Бель-Иль в Бретани, Матисс открыл для себя импрессионизм и начал писать в этой стилистике.
В начале 1898 года Матисс женился на Амели Парейр [Amélie Parayre]. В свадебное путешествие чета отправилась в Лондон, где, по совету Камиля Писсарро, молодой художник изучал живопись Уильяма Тёрнера. По возвращении в Париж Матисс начал посещать класс Эжена Каррьера [Eugène Carrière] в Академии Камилло, где познакомился с Андре Дереном и Жаном Пюи. В его семье родилось двое сыновей (дочь Маргерит появилась на свет от связи с натурщицей Камиллой Жобло [Camille Joblaud] — именно она позировала для картины «Читающая женщина»).
Анри Матисс
Мадам Матисс (Японская леди)
1901
Холст, масло. 116,8 х 80
Частная коллекция
© Bridgeman / Fotodom
Женившись, Матисс приобрел вид степенного, солидного господина, которого в личном общении, по воспоминаниям современников, отличали неотразимое обаяние и доброжелательность. Только близкие люди знали о постоянном внутреннем напряжении и приступах тревоги художника, настойчиво искавшего собственный пластический язык и стремившегося создать «искусство уравновешенное, чистое, спокойное».
В 1901 году картины Матисса впервые были экспонированы в Салоне Независимых, а в 1904 Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. Лето того года Матисс провел в Сен-Тропезе с Полем Синьяком, осваивая дивизионизм. Но уже в Осеннем салоне 1905 года он — вместе с Дереном, Марке, Шарлем Камуэном, Кеесом ван Донгеном, Морисом Вламинком и другими — показал работы, провозгласившие принципиально новые художественные задачи.
Осенний салон 1905 года
Галереи в Гран-Пале во время Осеннего Салона в Париже
1905
© Bridgeman / Fotodom
Матисс, в котором персонально обостренное чувство цвета соединялось с французской утонченностью, стал негласным лидером фовистов (от фр. les fauves — «дикие», как окрестила их критика); цель своего творчества он формулировал так: «перевести... эмоции... в цвет и рисунок» и «заставить... краски петь». Увидев картину Матисса «Радость жизни» весной 1906 года, С. И. Щукин узнал у Воллара адрес автора и на несколько лет, вплоть до начала Первой мировой войны, стал его постоянным заказчиком.
Анри Матисс
Радость жизни
1905–1906
Холст, масло. 175×241
Фонд Барнса, Филадельфия
В 1908 году Матисс открыл художественную школу, так называемую «Академию Матисса» (Academy of the French Painter, Henri Matisse, Boulevard des Invalides, 1910 875930); в этом же году в свет вышли его «Заметки живописца».
В январе Анри Матисс открывает свою школу-студию (Academie Matisse)
Академия Анри Матисса на бульваре Инвалидов в Париже
1910
© Bridgeman / Fotodom
Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910–1911). По приглашению Щукина осенью 1911 года он провел три недели в России, где на него произвела сильное впечатление русская и византийская иконопись. В 1912 и 1913 годах Матисс дважды побывал в Марокко, написав там одну из своих лучших живописных серий. Африканская скульптура, восточные ткани, искусство древних египтян и греков, рисунки детей, картины Винсента Ван Гога и Поля Гогена — все эти образы вплеталось в живописную ткань картин Матисса, для которого декоративное и выразительное были неразрывными понятиями.
Анри Матисс в московском особняке С. И. Щукина на фоне картины «Дама в зеленом»
1911
Анри Матисс с женой в Марокко
1912
Годы Первой мировой войны были отмечены меньшей производительностью работы художника, но одновременно и напряженным поиском новых приемов: Матисс без конца перерабатывал огромное панно «Купальщицы у реки» [Baigneuses a la riviere] (Художественный институт, Чикаго) — третью часть ансамбля с «Танцем» и «Музыкой», которая не понадобилась Щукину.
Анри Матисс
Купальщицы у реки
1909–1917
Холст, масло. 260×392
Художественный институт, Чикаго
© Succession H. Matisse
В 1917 году Матисс обосновался в Ницце, где не раз встречался с Огюстом Ренуаром. По инициативе Гийома Аполлинера [Guillaume Apollinaire] состоялась первая совместная выставка Матисса и Пабло Пикассо (1918). В следующем году С. П. Дягилев уговорил Матисса заняться сценографией балета «Песнь соловья» на музыку И. Ф. Стравинского. Почти через 20 лет (1938) Матисс создаст эскизы декораций и костюмов для еще одного русского балета — «Красное и черное» Л. Ф. Мясина на музыку Д. Д. Шостаковича.
Костюм мандарина к балету «Песнь соловья», дизайн Анри Матисса
1920
Музей Виктории и Альберта, Лондон
Анри Матисс с Л. Ф. Мясиным и механическим соловьем во время работы над балетом «Песнь соловья»
1919
Алисия Маркова в костюме работы Анри Матисса в балете «Красное и черное»
1939
В конце 1920-х годов Матисс сосредотачивается на графике и скульптуре. В 1930 году он совершает поездку в США и два с половиной месяца проводит на Таити. В 1932 году в свет вышли иллюстрированные Матиссом «Стихотворения Стефана Малларме» [Stéphane Mallarmé, poèmes], а через два года – «Улисс» Джеймса Джойса [James Joyce, Ulysses].
В 1932 году в свет вышли иллюстрированные Матиссом «Стихотворения Стефана Малларме» [Stéphane Mallarmé, poèmes], а через два года – «Улисс» Джеймса Джойса [James Joyce, Ulysses]
Иллюстрация Анри Матисса в сборнике стихов Стефана Малларме
Издание 1932 года
С 1935 года постоянной моделью, а затем и секретарем Матисса стала его русская помощница Лидия Делекторская. В январе 1941 года художник, страдавший раком двенадцатиперстной кишки, перенес серьезную операцию, после которой подолгу оставался прикованным к постели. В периоды улучшения Матисс занимался иллюстрацией и декупажем, а после окончания войны работал в основном над декоративными проектами. Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе [Chapelle du Rosaire, Vence], близ Ниццы (1948–1951). Весь ансамбль: от архитектуры и мебели до росписей, витражей и облачений священнослужителей, — был выполнен по эскизам Матисса. Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера.
Интерьер Капеллы Четок в Вансе
© Bridgeman / Fotodom
Анри Матисс в инвалидном кресле у витража в Капелле Четок
1951
© Bridgeman / Fotodom
Матисс работает над макетом Капеллы Четок
1949
© Роберт Капа / Magnum Photos
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в своей квартире-мастерской в Симьезе, на окраине Ниццы. Похоронен в Симьезе.