Музыка
1910
Холст, масло. 260 х 389 см
Государственный Эрмитаж
Справа внизу: Henri-Matisse 1910
Происхождение
Собрание С. И . Щукина (приобретена у художника).
Инв.: 9674
Инв. ГМНЗИ: 97
На том же зеленом холме, что и женщины «Танца», у Анри Матисса обитают (а может быть, восходят туда ради священного ритуала) обнаженные юноши «Музыки». У них не менее великанский рост и тот же цвет кожи. Но если лиц женщин, кроме одной, увидеть нельзя – там важнее контуры тел, – то здесь каждое лицо почти навязчиво представлено анфас, невидящие глаза обращены прямо к нам, но не выражают ничего; они словно обращены внутрь и ограждают юношей от всего, что должно остаться вовне. Нам никогда не узнать, что исполняют два музыканта, скрипач, флейтист и три певца. Сам стиль изображений столь упрощен, что заставляет вспоминать о детских рисунках или о преднамеренно быстрых карикатурах. Однако общий тон всего происходящего слишком серьезен, чтобы заподозрить автора этой живописи в желании подшутить над зрителем.
У старых мастеров, равно как у их салонных последователей рубежа веков, в музицирующих и танцующих персонажах обычно легко узнаются современники автора. Но этого невозможно сделать, глядя на героев «Музыки». Они не только освобождены от одежд, но вообще лишены всяких исторических признаков, если не считать античной флейты и появившейся позднее скрипки.
Персонажей обоих панно, выполненных Матиссом по заказу С. И. Щукина, принимали порой за первобытных людей. Но такой подход заводил в тупик, поскольку матиссовская живопись не имела ничего общего с теми «историческими» полотнами парижских салонов, на которых реконструировалась жизнь дикарей и давался костюмированный бал на археологическую тему.
Впрочем, мало объясняла в них и попытка отнести героев Матисса не к реальному, хронологически обозначаемому, а символическому ряду. Символисты приучили зрителей к совершенно другим иносказаниям.
Юноши Матисса отдаются музыке с самозабвением творческого акта, так что тему картины и всего ансамбля можно сформулировать как взаимоотношения человека с жизнью посредством искусства.
Музыка, когда она трактовалась в живописи не в жанрово-бытовом ключе, а символически, особенно в средневековом искусстве, нередко воплощала в себе понятие вселенской гармонии. Конечно, «Музыка» далека от гармонического лада христианского искусства, но, как и «Танец», она ставит акцент на трансцендентном, при этом космическая тема здесь преломляется через тему человека.
Взятые по отдельности «Танец» и «Музыка» не выявляют до конца замысел художника. Вместе – в великом диалектическом противостоянии – они говорят неизмеримо больше. В соответствии с некоторыми философскими концепциями рубежа веков женщина выступает в ансамбле носительницей принципа единства, мужчина – принципа разделения и индивидуализма. Два пола антагонистичны и ищут соединения. В конечном счете «Музыка» сделалась настолько же статичной, насколько динамичным запечатлелся «Танец». Окончательное состояние «Музыки» выражает чудесную оцепенелость персонажей, захваченных магией звуков.
Замысел «Музыки», как и тесно связанного с ней «Танца», Анри Матисс вынашивал в течение целого пятилетия. Еще в середине марта 1909 года С. И. Щукин известил Матисса о получении его писем «с эскизами больших картин». Речь шла о двух акварельных эскизах: «Композиция I» – набросок «Танца» (ГМИИ); помимо него имеются еще два рисунка – карандашный (Музей современного искусства, Нью-Йорк) и углем (Музей Гренобля)) и «Композиция II» (ГМИИ) – набросок картины, которая первоначально должна была представить совсем отличный от «Музыки» пандан к «Танцу» (эта идея позднее была реализована в «Девушках у реки» (Художественный институт, Чикаго). Ясно, что в момент заказа панно Матисс и Щукин обсуждали все три сюжета.
Анри Матисс
Композиция I
Бумага, акварель.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Анри Матисс
Композиция II
Бумага, акварель.
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Анри Матисс
Девушки у реки
1909–1917
Холст, масло. 260×392
Институт искусств, Чикаго
«Прародительницей» «Музыки», так же как и «Танца», послужила «Радость жизни» (1905–1906, Фонд Барнса, Филадельфия), а кроме того, одноименная ранняя картина (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), которую хорошо знал Щукин: она находилась в парижской квартире Лео и Гертруды Стайн, где бывал московский коллекционер. В той первой «Музыке», от которой в эрмитажном панно осталась только фигура скрипача, еще сосуществовали покой слушания и движение танца. Но теперь Матисс не мог поступить подобным образом: «Музыка» должна была дополнять «Танец» и одновременно противостоять ему. Поэтому она столь же статична, сколь динамичен «Танец». Фигуры разъединены с не меньшей непреложностью, чем соединены они в «Танце».
Анри Матисс
Радость жизни
1905–1906
Холст, масло. 175×241
Фонд Барнса, Филадельфия
Анри Матисс
Музыка (эскиз)
1907
Холст, масло, уголь. 73,4×60,8
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Над композицией «Музыки» Матисс работал упорно, уже в процессе меняя положение фигур. Если присмотреться к картине, в нескольких местах проступают контуры записанных деталей. Общее направление переработки определялось не только стремлением к большему лаконизму, но и желанием добиться предельной полярности по отношению к «Танцу». Так исчезла женщина в правой верхней части композиции, уступив место юноше-певцу. «Музыка» стала воплощением мужского начала, тогда как в «Танце» торжествовало женское. В окончательном варианте индивидуальные черты снивелированы, многое упростилось. В ногах у скрипача первоначально располагалась собака – вероятно, отзвук традиционного мотива безграничной власти музыки: Орфей завораживал своей игрой не только людей, но и животных. Холм в «Музыке» при всех переделках композиции долгое время оставался покрытым цветами и двугорбым, так что флейтист помещался в небольшой ложбине, в которой сидел, как в седле. Две фигуры у правого края были изображены в сложных поворотах с головами, поставленными почти в профиль. То, что положение сидящих персонажей было иным, можно почувствовать и сейчас, спустя столетие после создания панно.
При этом Матисс опирался как на свои прежние работы, так и на картину Поля Гогена «Arearea» (1892, Музей Орсэ, Париж). Мотив собаки, позднее записанной, и двух центральных фигур, вероятно, заимствован оттуда.
Поль Гоген
Arearea (Забавы) I
1892
Холст, масло. 75×94
Музей Орсэ, Париж
«Музыка» создавалась в Исси-ле-Мулино весной или летом 1910. Эскиз, о посылке которого просил Щукин, по всей видимости, так и не был исполнен. Матисс в данном случае вообще обошелся без эскизов, предпочитая им поиск на самом пространстве холста. С самого начала Матисс читал композицию «Музыки» слева направо, отталкиваясь от фигуры скрипача у левого края, вытянувшегося, подобно нотному ключу. Он с самого начала решил, что все персонажи в «Музыке» должны быть разъединены в противовес «Танцу», но при этом располагал их, выстраивая своего рода волну. (Иными словами, идея движения не вполне отвергнута в этой картине.)
1909
4 марта 1909 года С. И. Щукин делает Анри Матиссу предложение написать большую картину, которая могла бы служить декорацией для лестницы его особняка.
1909
16 марта 1909 года С. И. Щукин получает от Анри Матисса два эскиза будущих картин. Один из них воспроизводит первый вариант панно «Танец» (Музей современного искусства, Нью-Йорк), другой – сюжет позднейшей картины «Девушки у реки» (Художественный институт, Чикаго). В каждом эскизе, которые озаглавлены Матиссом «Композиция № I» и «Композиция № II», по пять обнаженных фигур. Щукин колеблется, опасаясь за свою репутацию в Москве.
28 марта он, однако, телеграфирует художнику, что аннулирует свои прежние оговорки относительно содержания и предлагает для второго панно сюжет «Музыки». По-видимому, собиратель знал, что Матисс первоначально планировал весь ансамбль как сюиту из трех больших картин и «Музыка» должна была стать его срединной частью. Однако для трех панно у Щукина просто не доставало места.
1909
В начале июля Анри Матисс перебирается из центра Парижа, где писалась первая версия «Танца», в пригород Исси-ле-Мулино, Именно там будут написаны по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка».
1910
В пригороде Парижа Исси-ле-Мулино, Анри Матисс пишет по заказу С. И. Щукина панно «Танец» и «Музыка».
1910
С 1 октября по 8 ноября 1910 года Анри Матисс экспонирует в Осеннем салоне в Париже свои парные панно «Танец» и «Музыка» (№№ 536, 537), исполненные по заказу С. И. Щукина.
1910
20 декабря 1910 года картины Анри Матисса «Танец» и «Музыка» прибыли в Москву и были повешены на лестнице дома С. И. Щукина.
1918
Картина Анри Матисса «Музыка»
национализирована вместе со всем собранием С. И. Щукина.
1919
Картина Анри Матисса «Музыка» входит в Первое (Щукинское) отделение МНЗЖ.
1928
Картина Анри Матисса «Музыка» в результате закрытия ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1948
Картина Анри Матисса «Музыка» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
Художественный стиль: Развитие фовизма
Кульминация стиля, основанного на цветовых упрощениях фовизма, соединенных с открытиями в монументально-декоративной живописи.