Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии.
Гогену исполнился всего год и два месяца, когда его родители вместе с малолетними детьми отправились в Перу в поисках лучшей доли. Отец умер в пути, а мать добралась до Лимы, где семью приютил ее дядя, влиятельный в тех местах дон Пио. Младенческие годы (1849–1855), проведенные в тропической стране, несомненно повлияли на развитие у Гогена в будущем большого интереса к южной экзотике. Смерть дона Пио вынудила семью вернуться во Францию и обосноваться в Орлеане. Там в одиннадцать лет Поль приступил к занятиям в церковной школе, через три года (1862) перебрался в Париж, намереваясь поступить в военно-морское училище, но не выдержал экзамена. Уйдя на флот простым матросом (1865), он плавал в Бразилию, вокруг земного шара, по Средиземному и Северному морям (1865–1871).
Демобилизовавшись (1871), Гоген осел в Париже. Важную роль в его судьбе суждено было сыграть другу матери Гюставу Ароза [Arosa], ставшему опекуном ее детей после ее смерти (1867). Благодаря ему Гоген устроился посредником биржевого маклера и быстро добился значительных успехов. Свободное время он теперь отдавал искусству: к превращению в «воскресного живописца» склоняла вся обстановка в доме Ароза с превосходной и запомнившейся Гогену навсегда коллекцией полотен (Эжен Делакруа, Камиль Коро, Гюстав Курбе, Йохан Ионкинд и др.). Не удивительно, что позднее, он например, воспользовался композицией Октава Тассара из этого собрания при работе над фоном собственной картины «Младенец» (1896, Государственный Эрмитаж). В доме Ароза состоялось и знакомство Гогена с его будущей женой - датчанкой Метте Гад [Mette Gad].
Посредник биржевого маклера Поль Гоген
1873
© AKG Images / East News
Поль Гоген
Метте Гоген в вечернем платье
1884
Национальная галерея, Осло
Поль Гоген
Метте Гоген
Ок. 1880
Холст, масло. 116×81
Фонд Бюрле, Цюрих
В 1876 один из пейзажей Гогена попал в Салон, хотя сам он уже знал, что в борьбу с этим официальным искусством, все более отстающим от запросов времени, вступили недавно заявившие о себе импрессионисты. Гоген наведывается в кафе «Новые Афины» [Nouvelle-Athenes], место регулярных собраний этих художников, и, очевидно, посетил их первую выставку (1874), проходившую в бывшей просторной мастерской Надара, близкого друга Ароза. Ранние, еще любительские произведения Гогена несут следы влияния Эдуарда Мане и Йохана Ионкинда [Johan Jongkind].
Кафе «Nouvelle Athènes» (Новые Афины) на площади Пигаль в Париже
Ок. 1900
Ателье Надара на бульваре Капуцинов
1860
© Nadar
К концу 1870-х годов рука начинающего живописца обрела заметную уверенность, и он присоединился к импрессионистам весной 1879 года: вместе с Камилем Писсарро Гоген работал в Понтуазе, внимательно прислушиваясь к его советам, а через два года снова отправился туда уже вместе с Писсарро и Полем Сезанном писать этюды на пленэре.
Поль Гоген
Сад Писсарро в Понтуазе
1881
Холст, масло
Частная коллекция
Поль Гоген
Карьеры Ле Шу около Понтуаза
1882
Холст, масло. 59,4×73
Национальная галерея Канады, Оттава
С этого момента Гоген участвовал в каждой выставке импрессионистов (1879, 1880, 1881, 1882, 1886), хотя и не сразу решился всецело посвятить себя искусству и распрощаться со службой в банке (1883), обрекая тем самым себя и свою разрастающуюся семью воле случая. С женой и пятью детьми Гоген уехал к Писсарро в Руан, а оттуда перебрался к родственникам жены в Копенгаген (1884). В Дании он пытался организовать выставку своих картин, но местная Академия художеств запретила ее. Уже в следующем году Гоген бежал из Дании, где осталась его бедствующая семья. Нужда заставляла его продавать картины Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, приобретенные некогда, в дни финансистских удач.
Жена художника Метте Гоген с детьми в Копенгагене
1888
© AKG Images / East News
В это время Гоген много работал: на последней выставке импрессионистов весной 1886 года он показал 19 картин и деревянный рельеф (его все больше привлекает скульптура). В июле того же года Гоген отправился в Понт-Авен: бретонская культура с ее старинным крестьянским укладом представлялась ему источником несправедливо забытых духовных ценностей. Гоген нередко чувствовал себя одиноким волком (по выражению Эдгара Дега) и часто бывал неуравновешен, вдруг отказываясь пожать руку всегда расположенному к нему Писсарро, а годом раньше поссорясь с Дега, которого глубоко почитал.
Весной 1887 года он вместе с другом Шарлем Лавалем отплыл на строительство Панамского канала. Там через две недели попал под увольнение и переправился на Мартинику, где тяжело заболел дизентерией и малярией.
В ноябре Гоген вернулся в Париж. Он сблизился с Винсентом Ван Гогом, с которым познакомился годом раньше, а брат Ван Гога Тео [Theo], работавший в парижской торговой фирме Буссо и Валадон [Boussod et Valadon], начал деятельно продвигать его картины и керамику.
В марте 1888 года Ван Гог написал Гогену, что хотел бы создать ассоциацию художников, а в мае пригласил в Арль для совместной работы. Тео, поддержавший эту идею, предложил Гогену ежемесячную выплату в 150 франков при условии отправки ему в Париж одной картины в месяц, на что Гоген согласился. Он прибыл в Арль 23 октября и оставался там в течение двух месяцев. То был уникальный опыт сотрудничества двух мастеров современного искусства, порой переходивший в своего рода соревнование. Так, например, пылкому возбуждению мазков в «Воспоминании о саде в Эттене» Ван Гога (Государственный Эрмитаж) противостояла успокоительная плоскостность «Арлезианок» Гогена (Художественный институт, Чикаго). Известно, что это сосуществование двух диаметрально противоположных натур закончилось драматически: Ван Гог в приступе помешательства угрожал Гогену, а потом отрезал себе часть уха.
Поль Гоген
Арлезианки (Мистраль)
1888
Джут, масло. 73×92
Художественный институт, Чикаго
В картинах, написанных в Арле и Понт-Авене (1888–89), Гоген уже далеко отошел от импрессионизма, выработав свой собственный «синтетический» стиль. В Бретани вокруг него сгруппировались художники, тяготевшие к символизму (Понт-Авенская школа).
Постояльцы пансиона Gloannec в Понт-Авене, в основном художники
Поль Гоген второй слева в первом ряду
1888
© Roger-Viollet / Vostock Photo
Отличающийся форсированной обобщенностью цветовых пятен небольшой пейзаж Поля Серюзье [Serusier] (так называемый «Талисман», Музей Орсэ, Париж), написанный под диктовку Гогена, стал отправной точкой его влияния на молодых живописцев группы наби. Позже, в 1891 году, он часто бывал в парижской мастерской Пьера Боннара, Эдуара Вюйара и Мориса Дени.
Поль Серюзье
Талисман
1888
Дерево, масло. 27×21,5
Музей Орсэ, Париж
В начале 1891 года в столичной печати появились посвященные Гогену статьи пропагандистов нового искусства Клода Роже-Маркса [Roger-Marx], Октава Мирбо [Mirbeau], Альбера Орье [Aurier]. Однако публика по-прежнему хранила равнодушие к художнику, которые решился бежать из Франции в Океанию — от цивилизации к «первобытному раю». Друзья предусмотрительно заручились для него поддержкой министерства народного образования и изящных искусств: Гогену надлежало «изучить, а затем изобразить обычаи и природу Таити». В апреле через Суэц и Австралию он направился на Таити и в июне прибыл в Папеэте.
Гавань Папеэте, Таити
Ок. 1900
© Roger-Viollet / Vostock Photo
Хижина в деревне недалеко от Папеэте, Таити
Конец XIX – начало XX века
© Roger-Viollet / Vostock Photo
Первый таитянский период Гогена длился два года (1891–1893). Через полгода после появления на Таити художник познакомился с женщиной по имени Техамана, которая стала его «вахине» (точный эквивалент франц. femme ‘жена’ и ‘женщина’, тут совмещаются оба значения) и позировала ему. Ее черты запечатлены, в частности, в «Женщине, держащей плод» (1893, Государственный Эрмитаж). Техамане посвящены лучшие страницы «Ноа Ноа» — книги, написанной Гогеном и переработанной Шарлем Морисом. Первые таитянские годы отмечены в творчестве Гогена несколькими шедеврами, к числу которых принадлежат «А, ты ревнуешь?», «Ее зовут Вайраумати» (обе 1892, ГМИИ), «Таитянские пасторали» (1892, Государственный Эрмитаж). Надежды на продажу картин оправдывались очень мало: в августе 1893 года Гоген прибыл в Марсель с четырьмя франками в кармане.
В продолжение второго таитянского периода (1895–1901) Гоген жил в Пунаауиа и Папеэте. За время отсутствия художника (1893–1895) Техамана вышла замуж, и он взял к себе в дом новую вахине, тринадцатилетнюю Пахуру. Гоген был очень нездоров (страшный клубок болезней, включающий экзему и сифилис) и, чтобы заглушить боль, прибегал к морфию. Когда в июле 1896 года он попал в больницу, то в списке пациентов значился «неимущим». В дополнение ко всему резко обострились его отношения с католическим духовенством и колониальными властями острова. Гоген предпринял неудачную попытку самоубийства. В декабре 1897 года он начал работу над большим полотном-завещанием «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?» (Художественный музей, Бостон). Однако не лишенная мрачности философия этого полотна представляет только одну грань мировоззрения художника. Другая грань отражена в излучающей золотой свет большой картине «Ruperupe» (1899, ГМИИ).
Поль Гоген
Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?
1897
Холст, масло. 139×375
Музей изящных искусств, Бостон
В августе 1901 Гоген перебрался на остров Хива-Оа (Доминика) и поселился в отдаленной деревне Атуона [Atuona]. Там были написаны «Россказни мазилы» [Racontars de rapin] и книга «Прежде и потом» [Avant et apres]. Гоген испытывает душевный подъем; он строит «Дом радости», на сваях, украшенный деревянными рельефами; однако, здание в январе 1903 года разрушает мощный циклон. Не желая платить налоги, художник вступает в противоборство с администрацией и жандармами острова. Конфликт завершается приговором: три месяца тюрьмы и 500 франков штрафа. Доведенный до отчаяния, неспособный уже даже ходить, Гоген умирает, так и не дождавшись подлинного признания, которое очень скоро придет к нему в Париже.