Поль Гоген
Фрукты
1888
Холст, масло
43×58 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

До 1892 собственность семьи художника Ш. Лаваля; в 1906 приобретена С.И. Щукиным, Париж. До 1918 в собрании С.И. Щукина; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Инв.: Ж-3271

Инв. ГМНЗИ: 32

Описание
ФруктыФрукты
Поль Гоген
Фрукты
Увеличить

Посвятительная надпись на картине «A mon ami Laval», исполненная в пору работы художника в Бретани, свидетельствует, что П. Гоген преподнес холст художнику Шарлю Лавалю — своему другу и единомышленнику времен Понт-Авена и последующего путешествия на Мартинику. Вероятнее всего полотно было предназначено мастером в качестве подарка обручившимся в конце 1888 года Лавалю и Мадлен Бернар, сестре художника Э. Бернара, к которой питал привязанность и сам Гоген. После того, как она отдала предпочтение Лавалю, уязвленный художник перешел по отношению к ней на морализирующий тон, подчас он видел ее как олицетворение искушения и порока.
Таинственным смыслом полон и натюрморт «Фрукты». Они представлены здесь как дары жизни, к которым с вожделением приглядывается женщина-«лисица», словно желая вкусить запретный плод. Резкая диагональ стола, вид недостижимых соблазнительных плодов в сочетании с гротескным лицом были особенно значимы для Гогена в эпоху Понт-Авена. Этот мотив нашел развитие в «Портрете Якоба Мейера де Хаана» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Картина написана колеблющимися, вибрирующими однонаправленными мазками — это дань урокам импрессионизма, с которого начинал свой путь в искусстве Гоген.
Мрачный гогеновский подарок-предостережение как будто предопределил трагическую судьбу молодых супругов: Шарль Лаваль через два года после женитьбы скончался от туберкулеза, вскоре за ними последовала Мадлен.
Сергей Щукин купил картину в 1906 году на пике сложения своего гогеновского ансамбля. «Фрукты» стали самой ранней картиной мастера в его коллекции.

Ал.П.