Fruit
1888
Oil on canvas
43 x 58 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. I.Shchukin
Inv.: Ж-3271
Inv. GMNZI: 32
Посвятительная надпись на картине «A mon ami Laval», исполненная в пору работы художника в Бретани, свидетельствует, что П. Гоген преподнес холст художнику Шарлю Лавалю — своему другу и единомышленнику времен Понт-Авена и последующего путешествия на Мартинику. Вероятнее всего полотно было предназначено мастером в качестве подарка обручившимся в конце 1888 года Лавалю и Мадлен Бернар, сестре художника Э. Бернара, к которой питал привязанность и сам Гоген. После того, как она отдала предпочтение Лавалю, уязвленный художник перешел по отношению к ней на морализирующий тон, подчас он видел ее как олицетворение искушения и порока.
Таинственным смыслом полон и натюрморт «Фрукты». Они представлены здесь как дары жизни, к которым с вожделением приглядывается женщина-«лисица», словно желая вкусить запретный плод. Резкая диагональ стола, вид недостижимых соблазнительных плодов в сочетании с гротескным лицом были особенно значимы для Гогена в эпоху Понт-Авена. Этот мотив нашел развитие в «Портрете Якоба Мейера де Хаана» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Картина написана колеблющимися, вибрирующими однонаправленными мазками — это дань урокам импрессионизма, с которого начинал свой путь в искусстве Гоген.
Мрачный гогеновский подарок-предостережение как будто предопределил трагическую судьбу молодых супругов: Шарль Лаваль через два года после женитьбы скончался от туберкулеза, вскоре за ними последовала Мадлен.
Сергей Щукин купил картину в 1906 году на пике сложения своего гогеновского ансамбля. «Фрукты» стали самой ранней картиной мастера в его коллекции.
Ал.П.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).