Nature morte aux fruits
1888
Huile sur toile
43 x 58 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3271
Inv. GMNZI: 32
Посвятительная надпись на картине «A mon ami Laval», исполненная в пору работы художника в Бретани, свидетельствует, что П. Гоген преподнес холст художнику Шарлю Лавалю — своему другу и единомышленнику времен Понт-Авена и последующего путешествия на Мартинику. Вероятнее всего полотно было предназначено мастером в качестве подарка обручившимся в конце 1888 года Лавалю и Мадлен Бернар, сестре художника Э. Бернара, к которой питал привязанность и сам Гоген. После того, как она отдала предпочтение Лавалю, уязвленный художник перешел по отношению к ней на морализирующий тон, подчас он видел ее как олицетворение искушения и порока.
Таинственным смыслом полон и натюрморт «Фрукты». Они представлены здесь как дары жизни, к которым с вожделением приглядывается женщина-«лисица», словно желая вкусить запретный плод. Резкая диагональ стола, вид недостижимых соблазнительных плодов в сочетании с гротескным лицом были особенно значимы для Гогена в эпоху Понт-Авена. Этот мотив нашел развитие в «Портрете Якоба Мейера де Хаана» (1889, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Картина написана колеблющимися, вибрирующими однонаправленными мазками — это дань урокам импрессионизма, с которого начинал свой путь в искусстве Гоген.
Мрачный гогеновский подарок-предостережение как будто предопределил трагическую судьбу молодых супругов: Шарль Лаваль через два года после женитьбы скончался от туберкулеза, вскоре за ними последовала Мадлен.
Сергей Щукин купил картину в 1906 году на пике сложения своего гогеновского ансамбля. «Фрукты» стали самой ранней картиной мастера в его коллекции.
Ал.П.
Paul Goguin (Поль Гоген)
1848, Paris, France — 1903, île de Hiva-Oa, îles de Marquises
1903
Le plus grand maîtres du post-impressionnisme, qui partage les idées du symbolisme; le créateur de la conception du synthétisme dans l'art, qui cherchait à combiner l'expérience artistique et spirituel de l'humanité. Les œuvres les plus célèbres sont créés en Polynésie française
Les années de l'enfance de Paul Gauguin (1849-1855) ont passé à Lima (Pérou). Il navigué en tant que matelot à travers les mers du Sud (1865-1871). S'étant établi en 1871 à Paris, il est entré au service d'un courtier en valeurs mobilières, mais tout son temps libre était consacré à l'art. Le rapprochement avec Edouard Manet, Edgar Degas, Auguste Renoir, Camille Pissarro l'a incité non seulement à se mettre à la position de l'impressionnisme, mais aussi de quitter le service à la Bourse (1883) et de se consacrer entièrement à l'art. Il était exposée à cinq expositions impressionnistes, de 1879 à 1886. À la fin de l'année 1888, il vivait avec Vincent Van Gogh à Arles, ayant refusé vers ce moment de l'impressionnisme, il s'est mis à développer un style «synthétique». En 1891, il est allé en Océanie (la première période tahitienne, 1891-1893). Après un court séjour à Paris, il est reparti encore une fois pour Tahiti (deuxième période tahitienne (1895-1901)), et en 1901 il s'est installé définitivement à l'île de Hiva Oa (Marquises).