А, ты ревнуешь?
1892
Холст, масло
66 × 89 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
В 1895 приобретена Лекланше на распродаже в Отеле Друо, Париж, за 500 франков. Около 1908 приобретена С.И. Щукиным, Париж. До 1918 — в собрании С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3269
Инв. ГМНЗИ: 26
Мотив картины «А, ты ревнуешь?» напрямую соотносится с фрагментом из книги-дневника Гогена «Ноа-Ноа»: «На берегу две сестры, они только что искупались, и теперь их тела раскинулись на траве в непринужденных сладострастных позах. Беседуют о любви вчерашней и о той, что придет завтра. Одно воспоминание вызывает раздоры: «Как? Ты ревнуешь?» Эту фразу художник, по сложившемуся обыкновению, написал на холсте, используя таитянские слова.
Для самого Гогена произведение обладало огромным значением. В августе 1892 года в письме к Даниэлю де Монфреду он признался: «Недавно я написал шикарное ню: две женщины на берегу. Мне кажется, что это лучшее из того, что я пока сделал». Энергией витальной силы буквально пропитан каждый элемент картины: и грациозно-животная нега женских фигур, и причудливые переливы фона и розового песка, хранящего тепло солнца. Гоген тщательно переплетает тропические мотивы с образами классического наследия: поза таитянки в венке из белых цветов заимствована у эллинистической статуи Диониса, опустившегося на одно колено, фотографию с которой мастер привез на Таити. Удачно найденный мотив он неоднократно повторял, в том числе в картинах «Nave Nave Moe (Чудесный источник)» (1894, ГЭ), «Eiaha ohipa (Таитяне в комнате)» (1896, ГМИИ), «Великий Будда» (1899, ГМИИ).
«А, ты ревнуешь?» принадлежит ко второй группе приобретений Щукина работ Гогена, отделенных от первой трагическим для коллекционера 1907 годом. В ансамбле «гогеновского иконостаса» собиратель поместил эту работу с крупными, эмблематическими фигурами во втором ярусе, рядом с «Ruperupe (Сбор плодов)» (1899, ГМИИ).
Ал.П.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии.
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).