Автопортрет
Около 1889
Холст, масло
46×37 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
С 1903 в собрании Г. Файе, Париж; галерея Дрюэ, Париж; в 1908 приобретена С.И. Щукиным в галерее Дрюэ, Париж. До 1918 в собрании С.И. Щукина; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ж-3264
Инв. ГМНЗИ: 18
Для Гогена автопортреты неизменно обладали подчеркнуто символическим значением. Работа из щукинской коллекции могла быть исполнена как до отъезда на Таити, так и при возвращении художника в Париж в 1893–1894 годах. Художник изобразил себя на фоне картины «В волнах» (1889, Художественный музей, Кливленд) с сине-зеленым морем, вспененными барашками и фигурой рыжеволосой Ундины. Причем изображение этой картины дано зеркально, что объясняет ситуацию создания «Автопортрета»: Гоген должен был непременно находиться в одном помещении с картиной, а не копировать ее по памяти. Такое воспроизведение своих ключевых полотен было излюбленным приемом художника. Нужно заметить, что колорит и лаконичная композиция полотна с включением желтого или золотого фона отсылают к таитянским произведениям мастера. Возможно, эта картина — одна из трех, которые Гоген незадолго перед смертью послал собирателю Гюставу Файе в Париж для продажи. Могла она выставляться и в 1906 году на ретроспективе мастера в Осеннем салоне в Париже.
В щукинской галерее «Автопортрет» считался образом «художника-таитянина» и выполнял своего рода дидактическую задачу: расположенный в стороне от «гогеновского иконостаса», он словно предварял знакомство с ним.
Ал.П.
Поль Гоген (Paul Gauguin)
1848, Париж — 1903, Атуона, Маркизские острова
1903
Крупнейший мастер постимпрессионизма, разделявший идеи символизма; создатель концепции синтетизма в искусстве, стремившейся объединить художественный и духовный опыт человечества. Наиболее известные произведения создал во Французской Полинезии.
Детские годы Поля Гогена (1849–1855) прошли в Лиме (Перу). Плавал матросом по южным морям (1865–1871). Обосновавшись в 1871 году в Париже, поступил на службу к биржевому маклеру, но свободное время отдавал искусству. Сближение с Эдуардом Мане, Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарропобудило его не только перейти на позиции импрессионизма, но и бросить службу на бирже (1883) и всецело посвятить себя искусству. Выставлялся на пяти выставках импрессионистов, с 1879 год по 1886 год. В конце 1888 года вместе с Винсентом Ван Гогом жил в Арле, отойдя к тому времени от импрессионизма и выработав «синтетический» стиль. В 1891 году отправился в Океанию (первый таитянский период, 1891–1893). После недолгого пребывания в Париже снова отбыл на Таити (второй таитянский период, (1895–1901)), а в 1901 году перебрался на остров Хива-Оа (Маркизские острова).