Поль Гоген
Автопортрет
Холст, масло
46×37 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

С 1903 в собрании Г. Файе, Париж; галерея Дрюэ, Париж; в 1908 приобретена С.И. Щукиным в галерее Дрюэ, Париж. До 1918 в собрании С.И. Щукина; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3264

Inv. GMNZI: 18

デスクリプション
АвтопортретАвтопортрет
Поль Гоген
Автопортрет
Увеличить

 Для Гогена автопортреты неизменно обладали подчеркнуто символическим значением. Работа из щукинской коллекции могла быть исполнена как до отъезда на Таити, так и при возвращении художника в Париж в 1893–1894 годах. Художник изобразил себя на фоне картины «В волнах» (1889, Художественный музей, Кливленд) с сине-зеленым морем, вспененными барашками и фигурой рыжеволосой Ундины. Причем изображение этой картины дано зеркально, что объясняет ситуацию создания «Автопортрета»: Гоген должен был непременно находиться в одном помещении с картиной, а не копировать ее по памяти. Такое воспроизведение своих ключевых полотен было излюбленным приемом художника. Нужно заметить, что колорит и лаконичная композиция полотна с включением желтого или золотого фона отсылают к таитянским произведениям мастера. Возможно, эта картина — одна из трех, которые Гоген незадолго перед смертью послал собирателю Гюставу Файе в Париж для продажи. Могла она выставляться и в 1906 году на ретроспективе мастера в Осеннем салоне в Париже.
В щукинской галерее «Автопортрет» считался образом «художника-таитянина» и выполнял своего рода дидактическую задачу: расположенный в стороне от «гогеновского иконостаса», он словно предварял знакомство с ним.

Ал.П.