Autoportrait
Huile sur toile
46,2 х 37,9 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3264
Inv. GMNZI: 18
Для Гогена автопортреты неизменно обладали подчеркнуто символическим значением. Работа из щукинской коллекции могла быть исполнена как до отъезда на Таити, так и при возвращении художника в Париж в 1893–1894 годах. Художник изобразил себя на фоне картины «В волнах» (1889, Художественный музей, Кливленд) с сине-зеленым морем, вспененными барашками и фигурой рыжеволосой Ундины. Причем изображение этой картины дано зеркально, что объясняет ситуацию создания «Автопортрета»: Гоген должен был непременно находиться в одном помещении с картиной, а не копировать ее по памяти. Такое воспроизведение своих ключевых полотен было излюбленным приемом художника. Нужно заметить, что колорит и лаконичная композиция полотна с включением желтого или золотого фона отсылают к таитянским произведениям мастера. Возможно, эта картина — одна из трех, которые Гоген незадолго перед смертью послал собирателю Гюставу Файе в Париж для продажи. Могла она выставляться и в 1906 году на ретроспективе мастера в Осеннем салоне в Париже.
В щукинской галерее «Автопортрет» считался образом «художника-таитянина» и выполнял своего рода дидактическую задачу: расположенный в стороне от «гогеновского иконостаса», он словно предварял знакомство с ним.
Ал.П.
Paul Goguin (Поль Гоген)
1848, Paris, France — 1903, île de Hiva-Oa, îles de Marquises
1903
Le plus grand maîtres du post-impressionnisme, qui partage les idées du symbolisme; le créateur de la conception du synthétisme dans l'art, qui cherchait à combiner l'expérience artistique et spirituel de l'humanité. Les œuvres les plus célèbres sont créés en Polynésie française
Les années de l'enfance de Paul Gauguin (1849-1855) ont passé à Lima (Pérou). Il navigué en tant que matelot à travers les mers du Sud (1865-1871). S'étant établi en 1871 à Paris, il est entré au service d'un courtier en valeurs mobilières, mais tout son temps libre était consacré à l'art. Le rapprochement avec Edouard Manet, Edgar Degas, Auguste Renoir, Camille Pissarro l'a incité non seulement à se mettre à la position de l'impressionnisme, mais aussi de quitter le service à la Bourse (1883) et de se consacrer entièrement à l'art. Il était exposée à cinq expositions impressionnistes, de 1879 à 1886. À la fin de l'année 1888, il vivait avec Vincent Van Gogh à Arles, ayant refusé vers ce moment de l'impressionnisme, il s'est mis à développer un style «synthétique». En 1891, il est allé en Océanie (la première période tahitienne, 1891-1893). Après un court séjour à Paris, il est reparti encore une fois pour Tahiti (deuxième période tahitienne (1895-1901)), et en 1901 il s'est installé définitivement à l'île de Hiva Oa (Marquises).