Artist\'s studio
1911
Oil on canvas
177,5 x 209,2 in the cat. - 182 x 222 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: Ж-3295
Inv. GMNZI: 94
В 1909 году Матисс обосновался в юго-западном пригороде Парижа Исси-ле-Мулино; заказы С.И. Щукина позволили ему вначале снять, а затем приобрести в собственность отдельную виллу. Не дожидаясь покупки, в том же 1909-м художник распорядился построить в саду отдельный просторный павильон-мастерскую с верхним светом и большими окнами, ставшую ареной его живописных экспериментов рубежа 1900–1910-х годов. В начале 1911 года, после путешествия в Испанию, Матисс начал здесь работу над полотнами, впоследствии названными «симфоническими интерьерами», два из которых — «Мастерская художника» и «Красная мастерская» (Музей современного искусства, Нью-Йорк) — по-разному представляли обстановку студии художника в саду. «Мастерская художника» из щукинского собрания была исполнена первой из них и, в отличие от яркой экспрессивности «Красной мастерской», построена на мягких композиционных и цветовых акцентах. Белым стенам интерьера художник придает розоватый цвет, который поддерживают розоватый тон пола и окрашенные в красно-коричневое предметы мебели.
«Мастерская» метафорически демонстрирует творческую эволюцию Матисса и мир его художественных интересов. В левой части сгруппированы более ранние работы: картина «Роскошь II» (1907–1908, Государственный художественный музей, Копенгаген) и скульптура «Декоративная фигура» (1906, собрание Баквин, Нью-Йорк). По ходу движения слева направо пространство заполняют последние по времени создания вещи мастера: картина «Натурщица с белым шарфом» (1909, Государственный художественный музей, Копенгаген), барельеф «Спина» (1909) и вариант панно «Танец» (1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Среди собственных произведений художник помещает только что привезенные им из Испании «трофеи»: две крупные вазы (правая спустя год станет центром «Уголка мастерской»), ширму, которую украшает приобретенная у мадридского антиквара ткань с крупным узором (работа мастеров Альпухарры близ Гранады), на фоне которой на подставке расположился кувшин из Трианы (он также нередкий «участник» композиций Матисса, в том числе тех, которые недавно были написаны в Испании).
Щукин у себя отвел картине необычное место — она оказалась в лишенном окон, но снабженном световым фонарем (как и мастерская художника в Исси) небольшом помещении в центре второго этажа дома, на пути от лестницы с панно «Танец» и «Музыка» к Розовой гостиной. Здесь, где на четырех стенах расположились крупные полотна с изображением интерьеров — «Семейная сцена», «Красная комната» и «Арабская кофейня», — «Мастерская художника» приобрела иллюзионистический эффект, став буквальной реконструкцией атмосферы мастерской Матисса.
Ал.П.