Константин Менье (Constantin Meunier)
1831, Брюссель — 1905, Брюссель
1905
Бельгийский скульптор и живописец реалистического направления, автор монументальных и камерных работ, посвященных жизни рабочих.
Константин Менье родился и вырос в Брюсселе в бедной семье выходцев из бельгийского угледобывающего региона Боринаж. Интерес к искусству в нем пробудил старший брат — гравер Жан-Батист Менье (1821–1900). В сентябре 1845 года Константин поступает в Академию художеств в Брюсселе, где с 1848 года начинает обучаться скульптуре. С 1852 года он также посещает частную студию живописца Шарля-Огюста Фрекена.
Под влиянием друга, художника Шарля де Гру, Менье на долгое время оставляет занятия скульптурой ради живописи, усомнившись в своем первоначальном призвании. К числу его первых значительных картин относятся «Похороны трапписта» (1860), «Пашущие трапписты» (1863), «Богослужение в монастыре Ла Трапп» (в соавторстве с Альфредом Вервее, 1878). В основу их сюжетов легли наблюдения мастера за жизнью монахов в святой обители, которую он неоднократно посещал на протяжении нескольких лет.
Около 1880 года Менье получил заказ на иллюстрирование книги Камиля Лемонье «Бельгия». В этих работах он создал яркие образы шахтеров и рабочих, которых видел во время своей поездки в район угольных шахт в Боринаже. С тех пор тема нелегкого физического труда стала основной в его искусстве.
В 1882 году правительство Бельгии посылает Менье в Испанию для создания копии с работы южнонидерландского мастера XVI века Питера де Кампенера «Снятие с креста», находящейся в соборе города Севильи. Во время своего путешествия Менье пишет ряд жанровых картин на темы современной жизни испанцев: «Табачная фабрика в Севилье», «Концерт в кабаре», «Процессия в Страстную пятницу». Вернувшись в Бельгию, мастер получает место профессора в Академии художеств города Лувена. Он соглашается переехать из столицы в провинцию, приняв это предложение большей частью из-за возможности иметь таким образом стабильный заработок, чтобы прокормить семью.
В 1885 году Менье после длительного перерыва вновь обращается к скульптуре. Главной темой его произведений становится изображение жизни рабочих: «Молотобоец» (1885), «Пудлинговщик» (1886), «Грузчик», «Шахтный газ» (1893). На Всемирной выставке в Париже в 1889 году «Молотобоец» Менье был отмечен почетной медалью.
Константин Менье
Монумент Труду
1893-1930
Брюссель, Бельгия
Константин Менье
Шахтер
Монумент Труду
1893
Брюссель, Бельгия
В 1893 году художник также начал работу над скульптурным оформлением Ботанического сада в Брюсселе (совместно со скульптором ван дер Стаппеном). Важнейшим его проектом в этот период становится «Монумент труду», заказанный государством, но воплощенный в жизнь лишь в 1930 году. Менье создал для монумента четыре барельефа, в которых природные среды и стихии были представлены сценами труда: огонь — индустрией, земля — шахтой, воздух — сбором урожая, вода — портом. Главные роли в скульптурном ансамбле были отведены статуям «Сеятеля», «Шахтера», «Кузнеца» и «Предка», а также композиции «Материнство».
Последней крупной работой Менье стал проект памятника писателю Эмилю Золя. Макет был закончен скульптором незадолго до смерти, в 1905 году.