Карл Миллес [Андерсон] (Carl Milles [Andersson])
1875, Лагга близ Упсалы — 1955, Лидингё близ Стокгольма
1955
Известный шведский скульптор, автор монументальных ансамблей, работавший в оригинальном стиле экспрессивной неоклассики.
Будущий художник родился в семье лейтенанта Эмиля Андерсона, звавшегося также Милле. Впоследствии дети Эмиля Андерсона — Карл, Рут и Эверт, — добавив в это второе имя букву «с», взяли его себе в качестве фамилии. Первыми шагами Карла в искусстве скульптуры стала резьба по дереву, которой он начинал обучаться в 1892 году в Стокгольме. Затем последовала учеба в Королевской высшей технической школе, где в 1897 году Миллес получил денежную премию как лучший ученик своего класса. Эти средства дали ему возможность уехать из Швеции, чтобы путешествовать по миру. Молодой человек намеревался отправиться в Сантьяго-де-Чили, чтобы преподавать в школе. Перед тем как уехать в Южную Америку, Миллес решил побывать в Париже, в котором в итоге задержался на несколько лет. В столице Франции он учился в Школе изящных искусств и в Академии Коларосси, при этом зарабатывая себе на жизнь ремеслом краснодеревщика. В 1899 году его скульптуры приняли в Салон, и с этого момента творческая карьера Миллеса пошла в гору. В 1902 году скульптор принял участие в конкурсе на создание памятника шведскому политику Стену Стуре для города Упсала, заказ на который он позднее и получил.
Сильное воздействие на Миллеса оказало творчество самого знаменитого скульптора той поры — Огюста Родена. Позднее Миллес, бывший некоторое время ассистентом Родена, едва не уничтожил свои ранние произведения, стремясь избавиться от влияния мэтра.
В 1904 году Миллес переезжает из Парижа в Мюнхен, где его внимание привлекают произведения скульптора-неоклассициста Адольфа Хильдебрандта. В 1905 году он женится на австрийской художнице Ольге Граннер. В это время скульптор также много путешествует по Австрии и изучает классическое художественное наследие в Риме.
В 1908 году Миллес возвращается в Швецию, приобретает участок земли на острове Лидингё неподалеку от Стокгольма и строит дом с мастерской. В 1910-е годы постепенно формируется яркий и своеобразный стиль скульптора, кардинально отличающийся от его творческой манеры предыдущих лет. В 1914 году произведения Миллеса, экспонировавшиеся на Балтийской выставке в Мальмё, привлекли внимание публики и критиков, что только укрепило его стремление продолжать работать в новом стиле.
В 1920 году Миллес становится профессором скульптуры в Академии художеств в Стокгольме. Он создает преимущественно монументальные произведения и занимается оформлением фонтанов, получая многочисленные заказы. В 1926 году скульптор трудится над первым крупным фонтаном «Похищение Европы» для города Хальмстад. Еще одним значимым произведением в этот период становится конная статуя Фольке Фильбютера, основателя королевской династии Фолькунгов.