NeWestMuseum
近代西洋美術館

コレクションКлод Моне  Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море)

Клод Моне
Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море)
1886
Холст, масло
65×81 см
国立プーシキン美術館、モスクワ

来歴

Приобретена в 1897 Дюран-Рюэлем на аукционе в галерее Жоржа Пти за 4000 франков. В 1898 приобретена С.И. Щукиным в парижской галерее Дюран-Рюэля. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.


Inv.: Ж-3310

Inv. GMNZI: 136

デスクリプション
Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море) Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море)
Клод Моне
Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море)
Увеличить

Это произведение стало первой работой Клода Моне, попавшей в собрание Сергея Щукина. Впоследствии в его коллекции оказалось одиннадцать полотен Моне, созданных в разные периоды творчества мастера.
Моне работал над полотном осенью 1886 года, известно, что художник пробыл на острове Бель-Иль с 12 сентября по 25 ноября. В этот период мастер создал около сорока произведений, в том числе шесть вариантов скал, известных как «Пирамиды Пор-Котон». Композиция, наиболее близкая картине из щукинского собрания, находится в собрании Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене. Все шесть вариантов были представлены в 1889 году на выставке в галерее Жоржа Пти. Предисловие к каталогу выставки написал драматург, критик и романист Октав Мирбо, необычайно популярный и в России.
Оказавшийся на острове в Бискайском заливе, Моне был потрясен разницей между спокойными водами Ла-Манша у берегов Нормандии, где он прежде писал, и бурлящей стихией Атлантического океана. Вскоре после прибытия он написал Гюставу Кайботту: «Я очутился в краю величественной дикости, где громоздятся вселяющие ужас скалы и где море переливается невероятными красками...» В это время стиль мастера претерпевает заметные изменения: динамичная композиция с извивающимися, словно живыми существа, скалами, чьим очертаниям вторят многочисленные экспрессивные мазки, превращают морской пейзаж в сцену, полную драматического напряжения. Некоторые исследователи считают, что Моне избрал столь необычную композицию под впечатлением от ксилографии Утагава Хиросигэ (1797–1858), которая хранилась в его обширной коллекции японского искусства.

А.П.