Скалы в Бель-Иль (Пирамиды Пор-Котон. Бурное море)
1886
Холст, масло
65×81 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
Приобретена в 1897 Дюран-Рюэлем на аукционе в галерее Жоржа Пти за 4000 франков. В 1898 приобретена С.И. Щукиным в парижской галерее Дюран-Рюэля. До 1918 — собрание С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3310
Inv. GMNZI: 136
Это произведение стало первой работой Клода Моне, попавшей в собрание Сергея Щукина. Впоследствии в его коллекции оказалось одиннадцать полотен Моне, созданных в разные периоды творчества мастера.
Моне работал над полотном осенью 1886 года, известно, что художник пробыл на острове Бель-Иль с 12 сентября по 25 ноября. В этот период мастер создал около сорока произведений, в том числе шесть вариантов скал, известных как «Пирамиды Пор-Котон». Композиция, наиболее близкая картине из щукинского собрания, находится в собрании Новой глиптотеки Карлсберга в Копенгагене. Все шесть вариантов были представлены в 1889 году на выставке в галерее Жоржа Пти. Предисловие к каталогу выставки написал драматург, критик и романист Октав Мирбо, необычайно популярный и в России.
Оказавшийся на острове в Бискайском заливе, Моне был потрясен разницей между спокойными водами Ла-Манша у берегов Нормандии, где он прежде писал, и бурлящей стихией Атлантического океана. Вскоре после прибытия он написал Гюставу Кайботту: «Я очутился в краю величественной дикости, где громоздятся вселяющие ужас скалы и где море переливается невероятными красками...» В это время стиль мастера претерпевает заметные изменения: динамичная композиция с извивающимися, словно живыми существа, скалами, чьим очертаниям вторят многочисленные экспрессивные мазки, превращают морской пейзаж в сцену, полную драматического напряжения. Некоторые исследователи считают, что Моне избрал столь необычную композицию под впечатлением от ксилографии Утагава Хиросигэ (1797–1858), которая хранилась в его обширной коллекции японского искусства.
А.П.
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.