Гюстав Моро (Gustave Moreau)
1826, Париж — 1898, Париж.
1898
Французский живописец, представитель символизма, оказавший влияние на последующие поколения художников — фовистов и сюрреалистов.
Гюстав Моро родился в Париже. Первые уроки получил у своего отца, известного архитектора Луи Моро, затем окончил коллеж Роллена и в 1846 году поступил в Школу изящных искусств, в мастерскую художника-академиста Франсуа Пико. Однако, будучи поклонником Эжена Делакруа и другом Теодора Шассерио, он испытал сильное влияние романтизма, отсюда склонность молодого художника к драматическим сюжетам, динамичным композициям и насыщенному свету. Моро много копировал в Лувре, отдавая предпочтение мастерам эпохи Возрождения, и в первую очередь Микеланджело. С начала 1850-х годов он регулярно экспонировал свои произведения в Салоне, но приобрел известность лишь после того, как, совершив ряд поездок в Италию (1841-м и в 1857–1859 годах), выставил в середине 1860-х годов картины «Эдип и сфинкс», «Ясон и Медея», «Юноша и смерть». Вытянутый вертикальный формат, экспрессивная манера письма и орнаментальность, характерные для этих работ, стали отличительными чертами сформировавшегося стиля мастера. Орнамент Моро изучал по специальным иллюстрированным изданиям и справочникам по прикладному искусству.
Тема неотвратимости судьбы, сложная символика и не всегда поддающийся расшифровке круг аллегорий и ассоциаций, присущие произведениям Гюстава Моро, позволяют говорить о нем как о представителе раннего символизма. Впрочем, критика не всегда доброжелательно относилась к Моро, многие осуждали художника за возвращение к опостылевшим древнегреческим и библейским сюжетам.
В картинах художника, исполненных во второй половине 1870-х годов, гармонично сочетались линеарность рисунка и нарастающая насыщенность цвета. В этот период Моро были созданы наиболее известные произведения: «Явление» (1875), «Мертвый поэт и Кентавр» (1875), «Галатея» (1880), «Гесиод и муза» (1891). Художник продолжал принимать участие в выставках Салона, экспонировал свои работы на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Он удостоился ордена Почетного легиона, в 1888 году был принят в члены Академии изящных искусств, а в 1891 году занял должность профессора в Национальной школе изящных искусств. Парадоксально, но при том, что мастер негативно относился к импрессионистам, он невольно стал наставником художников более радикальных, а именно будущих фовистов Анри Матисса, Жоржа Руо и Альбера Марке, которых он обучал живописи в школе изящных искусств.
Художник умер в 1898 году, а уже пять лет спустя при участии Руо в Париже на улице Ларошфуко открылся дом-музей Моро с сотнями картин, завещанных мастером государству. Произведения Гюстава Моро оказали значительное влияние на художников начала ХХ столетия, не только на фовистов, но и на сюрреалистов от Андре Бретона до Сальвадора Дали и Макса Эрнста.