Удар подошвы Мишлена
1907
Lithography
Размер оттиска: 1515 × 1140 мм, размер листа: 1590 × 1200 мм
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
До 1934 — собрание Ф.Ф. Федорова в Москве, с 1934 — ГМНЗИ, с 1948 — ГМИИ.
Inv.: ГП-734
Inv. GMNZI: 702
Новое изобретение предпринимателя Андре Мишлена — протекторы с металлическими набойками — получили прозвище «подошвы Мишлена». В сюжете рекламы художник связал между собой два события, хорошо известные его современникам: давнее соперничество двух национальных видов спортивной борьбы (французского боя ногами сават и английского кулачного бокса), завершившееся в 1899 году полной победой французского спортсмена, и автопробег 1905 года. Международные автомобильные гонки, проходившие тогда во Франции под патронажем фирмы Michelin & Co, завершились безоговорочной победой французских машин, справившихся с бездорожьем благодаря новым шинам. На афише забавный человечек Бибендум (портрет-шарж на Андре Мишлена), обутый в крепкие ботинки с металлическими набойками на подошвах, демонстрирует классический прием французского бокса. Ловкое шассе правой ногой направлено в его основного конкурента, английского производителя надувных шин Джона Бойда Данлопа. Литография была отпечатана в типографии художественно-промышленных афиш V.-E. Camis & Cie (Париж).
И.Н.