Филиппо де Пизис [Луиджи Филиппо Тибертелли] (Filippo de Pisis [Luigi Filippo Tibertelli])
1896, Феррара — 1956, Бругерио близ Милана
1956
Итальянский художник и книжный график, близкий к метафизической живописи, писатель и эссеист.
©East News
Родился в старинной аристократической семье Тибертелли. Взял себе артистический псевдоним Филиппо де Пизис по имени одного из своих предков — кондотьера Филиппо да Пиза. Хотя с восьмилетнего возраста Филиппо занимался рисованием, главным своим призванием он считал литературу. В 1914 году он поступил на филологический факультет Болонского университета. Изучая классических итальянских авторов, одновременно увлекся поэзией футуристов, опубликовал книгу стихов, писал статьи в «Лачерба» и «Ла Воче», позднее в «Ла Бригата», «Ла Ракольта» и «Валори Пластичи». В Ферраре познакомился с художниками-метафизиками Джорджо де Кирико и его братом Альберто Савиньо. В 1920 году перебрался в Рим, где впервые выставился в галерее Брагалья, впрочем, без особого успеха. Окончив университет, начал преподавать. В 1923 году опубликовал эссеистическую книгу «Город ста чудес». В живописи после увлечения метафизикой обратился к пейзажу, близкому импрессионизму.
В 1925 году де Пизис переехал в Париж, где усиленно посещал музеи, познакомился с современными художниками Браком, Матиссом, Пикассо и Сутиным и с писателями Джеймсом Джойсом и Итало Свево. Его квартира на улице Сервандони стала своего рода местом встреч интернациональной богемы. В 1926 и 1929 годах де Пизис участвовал в первых показательных выставках Novecento Italiano («Итальянский ХХ век» или «Новеченто»), организованных журналисткой и арт-критикессой Маргеритой Сарфатти. С 1926 года постоянно экспонировался на Венецианской биеннале. Среди французской публики известность ему принесла выставка «Итальянские художники в Париже» (1928). В 1930-е годы де Пизис много путешествовал по Европе, в Лондоне он свел знакомство с художниками их группы «Блумсбери» Ванессой Белл и Дунканом Грантом.
С началом войны де Пизис вернулся в Италию, жил попеременно в Римини, Болонье и Милане, пока не нашел убежище от бомбардировок в Венеции. В конце 1940-х годов художник стал испытывать приступы невроза, которые вынуждали его подолгу находиться в полной изоляции в клинике. В специальном санатории «Вилла Фиорита» в Бругерио близ Милана де Пизис устроил себе студию, в которой написал свои последние натюрморты.