Оперный проезд в Париже (Эффект снега. Утро)
1898
Холст, масло
65,4 × 81,5 см
国立プーシキン美術館、モスクワ
来歴
До 1918 — собрание С.И. Щукина (приобретено у Дюран-Рюэля); с 1918 — МНЗЖ, с 1923 — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Inv.: Ж-3323
Inv. GMNZI: 184
В начале января 1898 года Писсарро поселился в Отель-дю-Лувр, окна которого выходили на Оперный проезд. Судя по времени года, картина создавалась в январе-феврале. Об этом художник писал своему сыну Люсьену: «Я работаю вовсю, у меня шесть оконченных полотен и четыре начатых; видишь, я не теряю времени даром. Я рассчитывал на карнавал, но погода ужасная, идет град; посреди улицы стоит украшенная колесница, карнавальные персонажи на ней все промокли и имеют жалкий вид, а вокруг ни души» (22 февраля 1898 года). В каталоге ГМНЗИ 1928-го и в инвентаре ГМИИ пейзаж ошибочно датировали 1899 годом, что противоречит авторской дате на самом холсте.
А.П.
Камиль Писсарро (Camille Pissarro)
1830, остров Сен-Тома (ныне Сент-Томас, Виргинские острова) — 1903, Париж
1903
Французский художник, один из основателей импрессионизма.
Родился и вырос на острове Сен-Тома в Карибском море. В 1852 году уехал в Каракас, где учился живописи у Фрица Мельби. В 1855 году поступил в парижскую Школу изящных искусств; посещал Академию Сюиса, где встретился с Клодом Моне, Полем Сезанном и Арманом Гийоменом. Консультировался у Камиля Коро, в 1859 году впервые представил свою картину в Салоне. Во время Франко-прусской войны уехал в Англию, где вместе с Клодом Моне изучал живопись Уильяма Тернера и Джона Констебла. Вернувшись во Францию, художник нашел свой дом разоренным, а многочисленные холсты уничтоженными. В 1874 году Писсарро представил 5 картин на экспозиции Анонимного общества художников, живописцев, скульпторов и граверов, которая вошла в историю как первая выставка импрессионистов. Писсарро стал единственным из основоположников нового стиля, кто принял участие в каждой из восьми выставок Общества (с 1874 по 1886). Сотрудничество с Полем Дюран-Рюэлем принесло Писсарро — после долгих лет нужды и напряженного труда — успех и относительный достаток. Он приобрел дом в Эраньи, на чердаке которого устроил мастерскую. Последние годы художник жил в Париже.