Poor Fisherman
1879
Oil on canvas
65,5 x 91,3 cm
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
1918, from the collection of S. I. Shchukin
Inv.: Ж-3324
Inv. GMNZI: 185
В 1900 году Сергей Щукин приобрел у Поля Дюран-Рюэля две работы Пюви де Шаванна — пастель «Сострадание» и живописный эскиз к полотну «Бедный рыбак». В частной переписке художник упоминал, что на картине «Бедный рыбак» изображен рыбак-вдовец, оставшийся с двумя детьми. Считается, что для фигуры рыбака позировал Поль Бодоэн, ученик и ассистент мастера.
В России к творчеству Пюви де Шаванна относились с особым интересом. Его произведениями владели крупные коллекционеры, в том числе дядя Сергея Щукина Дмитрий Боткин, а также Илья Остроухов. В 1889 году французского мастера открыл для себя известный русский живописец Михаил Нестеров. Страстным поклонником французского мастера был Сергей Дягилев. Творчество Пюви де Шаванна было представлено им на организованной в 1899 году первой Международной художественной выставке журнала «Мир искусства». В 1911 году в Петербурге вышла в свет иллюстрированная монография Якова Тугендхольда, посвященная Пюви де Шаванну. В ней была, в частности, опубликована картина «Бедный рыбак», которая теперь хранится в музее Орсе. Тугендхольд подробно описывает обстоятельства создания картины: «Мысль написать “Бедного рыбака”… осенила его, когда он гулял вдоль устья Сены и видел жалкую растительность и худосочные цветы пригородной природы, отравленной дыханием столицы. И это зрелище… вдохновило Пюви де Шаванна на целую поэму в красках, веющую сладостной и нежной печалью. Этот конкретный, зрительный источник пювисовских вдохновений есть именно та межа, которая отделяет живой символизм Пюви де Шаванна от абстрактного аллегоризма других художников».
Впервые Щукин мог увидеть эскиз к картине «Бедный рыбак» на мемориальной выставке, организованной Дюран-Рюэлем в 1899 году, вскоре после смерти художника.
А.П.
Пьер Пюви де Шаванн (Pierre Puvis de Chavannes)
1824, Лион - 1898, Париж
1898
Художник, один из наиболее значительный представителей французского символизма. Оригинально интерпретировал редкие сюжеты из истории, литературы и мифологии. Председатель Национального общества изящных искусств.
Готовил себя к карьере горного инженера, намереваясь продолжить дело отца, но этим планам помешала болезнь. Изучал в Италии живопись античного Рима, фрески Джотто, Мазаччо и других мастеров раннего Возрождения. В 1847 году начал заниматься в мастерской Анри Шеффера [Henry Scheffer]. В 1850 году дебютировал в Салоне. В 1865 году получил первый официальный заказ, а через два года был произведен в кавалеры ордена Почетного легиона. Выполнял заказы правительства на монументальную живопись: циклы его росписей украсили Пантеон (1874–1898), амфитеатр Сорбонны (1887–1889) и парижскую ратушу, музеи в Амьене, Руане, Лионе, Марселе и др. В 1890 году вместе с Эрнестом Мейссонье [Ernest Meissonier] и Огюстом Роденом [Auguste Rodin] основал Национальное общество изящных искусств [Societe Nationale des Deaux-Aerts]. В 1897 году Пюви де Шаванн женился. Его супруга, княгиня Кантакузен [Cantacuzene], умерла через год после свадьбы, а спустя два месяца после кончины жены не стало и самого художника.