Две девочки (Шляпка с наколкой: дочь Берты Моризо с кузиной)
Paper, ink, etching
Размер оттиска: 12х8,4 см Размер листа: 22,8х16,2 см
The Pushkin State Museum of Fine Arts
Provenance
С 1939 — ГМНЗИ (приобретено в Москве); с 1948 — ГМИИ
Inv.: Г-113513
Inv. GMNZI: 1165
Этот офорт Ренуара представляет дочь художницы Берты Моризо, Жюли Мане (Б. Моризо была замужем за братом известного живописца, Эженом), и ее кузину Жанну в летних костюмах, в широкополых шляпах с украшениями из цветов. Традиционное название, принятое в литературе, — «Шляпка с наколкой» — отлично от названия, записанного в инвентаре ГМНЗИ и перешедшего в учетную документацию ГМИИ. Хотя офорт был создан около 1894 года, он впервые был опубликован лишь в 1910 году в издании Теодора Дюре «Мане и французские импрессионисты» (Лондон, Г. Ричардс, 1910). Второе издание было осуществлено в Берлине в 1914 году. Хорошее качество оттиска, хранящегося ныне в ГМИИ, позволяет отнести его к первой публикации гравюры. Гравюра известна в единственном состоянии.
Н.В.
Огюст Ренуар (Auguste Renoir)
1841, Лимож — 1919, Кань-сюр-Мер
1919
Французский живописец, один из основоположников импрессионизма. Писал главным образом портреты, а также пейзажи, фигурные композиции и натюрморты.
Родился в семье портного. Начинал как подмастерье у художника по фарфору. С 1861 года занимался в мастерской Шарля Глейра, а через год сдал экзамен в Школу изящных искусств; познакомился с Клодом Моне, Фредериком Базилем, Альфредом Сислеем, Камилем Писсарро и Полем Сезанном. В 1864 году был впервые допущен в Салон. Писал много портретов на заказ. После объявления войны Пруссии, в августе 1870 года, был зачислен в полк конных стрелков. В Париж вернулся в апреле 1871 года, когда в столице была провозглашена Коммуна. В 1873 году выставил две свои работы в Салоне отверженных. Принимал участие в организации выставок Анонимного кооперативного общества художников 1874–1877 годов. В 1880 году был снова допущен в Салон и отказался от участия в выставке импрессионистов. В начале 1880-х годов посетил Италию, Голландию, Испанию, Англию, Германию и Алжир; сильное впечатление на него произвела живопись Рафаэля, Веласкеса и Рубенса. В 1883 году в галерее Поля Дюран-Рюэля прошла первая персональная выставка Ренуара. В 1898 году переехал в Кань-сюр-Мер, где спустя десятилетие построил дом. К концу XIX века за Ренуаром утвердилась репутация крупнейшего мастера современной живописи.