Поцелуй (Паоло и Франческа)
1886
Бронза
71,5 × 47 × 51 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Происхождение
До 1918 — собрание И.А. Морозова в Москве, затем — ГМНЗЖ, позднее — ГМНЗИ; с 1948 — ГМИИ.
Инв.: Ск-254
Инв. ГМНЗИ: 462
Эта композиция, как и многие другие произведения Родена, первоначально была связана с самым крупным проектом скульптора, над которым он работал более 30 лет, с его знаменитыми «Вратами ада». Едва различаемое очертание книги в левой руке мужчины позволяет идентифицировать эту скульптурную группу как изображение Паоло и Франчески, двух влюбленных, драматическую историю которых описал Данте в пятой песне «Ада» своей «Божественной комедии». Согласно Данте, их души попали во второй круга ада, предназначенный для грешников, свершивших прелюбодеяние.
Роден предполагал разместить группу Паоло и Франчески по центру левой створки «Врат ада», но созданный им вариант этого образа расходился с тем трагическим видением сюжета, которое он стремился выразить в общем контексте ансамбля, и автор решил дать произведению самостоятельную жизнь. В 1887 году скульптура, впервые выставленная на суд публики, получила название «Поцелуй».
Н.К.