Le Baiser
1886
Bronze
71.5 x 51 x 47 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection de I. A. Morozova
Inv.: Ск-254
Inv. GMNZI: 462
Эта композиция, как и многие другие произведения Родена, первоначально была связана с самым крупным проектом скульптора, над которым он работал более 30 лет, с его знаменитыми «Вратами ада». Едва различаемое очертание книги в левой руке мужчины позволяет идентифицировать эту скульптурную группу как изображение Паоло и Франчески, двух влюбленных, драматическую историю которых описал Данте в пятой песне «Ада» своей «Божественной комедии». Согласно Данте, их души попали во второй круга ада, предназначенный для грешников, свершивших прелюбодеяние.
Роден предполагал разместить группу Паоло и Франчески по центру левой створки «Врат ада», но созданный им вариант этого образа расходился с тем трагическим видением сюжета, которое он стремился выразить в общем контексте ансамбля, и автор решил дать произведению самостоятельную жизнь. В 1887 году скульптура, впервые выставленная на суд публики, получила название «Поцелуй».
Н.К.