Ivan Abramovitch Morozov (Иван Абрамович Морозов)
27.11.(07.12.)1871, Moscou, Russie — 22.07.1921, Karlovy-Vary, Tchechoslovaquie
1921
Marchand héréditaire, industriel et banquier, mécène et collectionneur d'art, dont la collection a servi de base pour les collections de la nouvelle peinture française à l'Hermitage d'état et au Musée d'Etat des Beaux-Arts au nom d'A.S.Pouchkine.
Происходил из купеческой семьи. Директор-распорядитель (1895–1900), председатель правления (1900–1918) Товарищества Тверской мануфактуры бумажных изделий. В 1895 году окончил химический факультет Высшей политехнической школы в Цюрихе.
С юности увлекался живописью, вместе с братом М. А. Морозовым брал уроки у А. А. Киселева и К. А. Коровина.
С 1901 года И. Морозов начал собирать картины современных русских художников, с 1903 года — западно-европейских. Импрессионисты были представлены в его собрании произведениями Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Альфреда Сислея; постимпрессионисты — работами Поля Гогена, Винсента Ван Гога и Поля Сезанна, собрание которого из 18 картин считалось жемчужиной коллекции.
В своих пристрастиях И. Морозов был не столь радикален, как С. И. Щукин: его меньше привлекали фовисты, он проигнорировал кубизм, но при этом активно покупал постимпрессионистов и набидов, в том числе Мориса Дени, который исполнил для Музыкального салона морозовского особняка цикл декоративных панно «История Психеи». Лестницу московского дома И. Морозова украшали декоративные панно другого его любимого художника — Пьера Боннара (триптих «У Средиземного моря»; панно «Ранней весной в деревне» и «Осень. Сбор фруктов»).
Интерьер особняка И. А. Морозова: музыкальный салон, оформленный Морисом Дени
Интерьер особняка И. А. Морозова: музыкальный салон, оформленный Морисом Дени
Интерьер особняка И. А. Морозова: лестница, украшенная триптихом Пьера Боннара «У Средиземного моря»
Менее полно, чем в собрании Щукина, у И. Морозова были представлены лидеры европейского авангарда — Анри Матисс (11 произведений, в том числе «Марокканский триптих») и Пабло Пикассо (3 работы, в том числе программная вещь аналитического кубизма — «Портрет Амбруаза Воллара»). Западноевропейская часть собрания охватывала почти всю французскую живопись 1890-х — 1910-х: от Клода Моне до Мориса Вламинка, Луи Вальта, Отона Фриеза, Андре Дерена, Поля Синьяка, Жоржа Руо, Эдмона Кросса.
В отличие от Щукина, сосредоточенного главным образом на живописи, И. Морозов покупал произведения французских скульпторов (Огюст Роден, Аристид Майоль), творчество которых оказало сильное влияние на русских мастеров первой трети ХХ века.
Главными дилерами И. Морозова были Амбруаз Воллар, Поль Дюран-Рюэль, Бернхеймы и Даниэль-Анри Канвейлер. Особо энергичный характер покупки И. Морозова приобрели в 1907–1908 годах (куплено более 60 картин), а всего за 11 лет (1903–1914) им было приобретено 278 картин и 23 скульптуры западноевропейских мастеров.
Амбруаз Воллар, французский коллекционер, торговец произведениями искусства и издатель
Ок. 1920
© Roger-Viollet / East News
Важнейшее различие между собирательством Щукина и И. Морозова состояло в том, что последний собирал одновременно иностранных и русских мастеров (как и его брат Михаил, обладавший, наряду с первоклассной коллекцией французской живописи, собранием современных русских художников).
Русская часть коллекции И. Морозова, начавшаяся с пейзажей М. Х. Аладжалова, включала работы И. И. Левитана, М. А. Врубеля, К. А. Коровина, В. А. Серова (советами которого И. Морозов пользовался как коллекционер), а также представителей объединений «Мир искусства» (А. Я. Головин, Б. И. Анисфельд, Б. Д. Григорьев), СРХ (И. Э. Грабарь) и «Голубая роза» (Н. П. Крымов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, П. С. Уткин). В собрании имелись также работы представителей объединения «Бубновый валет» (И. И. Машков; П. В. Кузнецов; П. П. Кончаловский; А. В. Куприн; В. В. Рождественский). Одним из первых И. Морозов начал покупать работы М. Ф. Ларионова, Н. С. Гончаровой (1906) и М. З. Шагала (1915).
Хотя И. Морозов не скрывал, что иностранная часть коллекции имеет для него первостепенное значение, само объединение в собрании западноевропейских и русских картин производило на современников сильное впечатление, давало возможность сопоставить основные линии развития нового искусства Франции с эволюцией русской живописи. Немаловажно и то, что своими покупками И. Морозов материально (и морально) поддержал многих представителей русского авангарда.
В отличие от Щукина, с 1908 года открывшего галерею для посещений, собрание И. Морозова оставалось практически недоступным для широкой публики. Только немногие художники и иностранные гости с разрешения хозяина имели возможность бывать в особняке на улице Пречистенка, 21, интерьеры которого были приспособлены архитектором Л. Н. Кекушевым (1905–1908) под картинную галерею.
Особняк И. А. Морозова на улице Пречистенка
Первое публичное представление иностранной части коллекции И. Морозова состоялось благодаря публикации в журнале «Аполлон» (1912), сопровождавшейся полным перечнем работ и черно-белыми снимками лучших произведений. (Русская часть собрания так никогда и не была опубликована.) Главный редактор журнала С. К. Маковский, перу которого принадлежала очерк, поставил И. Морозову в вину «отсутствие исчерпывающей картины развития французской живописи последнего тридцатилетия» и «недостаточно яркую выявленность» ряда мастеров. Столь высокие требования, предъявленные к частному собранию, объяснялись тем фактом, что И. Морозов ставил своей задачей создание полноценного музея нового искусства и, в отличие от Щукина, не боявшегося рисковать в постоянном поиске новых имен, выстраивал собрание по некоему четкому плану, избегая наиболее радикальных произведений.
В журнале «Аполлон» опубликована статья С. К. Маковского о французском собрании И. А. Морозова и помещен его полный каталог со множеством репродукций
Обложка журнала «Аполлон»
№ 03-04 за 1912 год
Статья о коллекции И. А. Морозова в журнале «Аполлон»
№ 03-04 за 1912 год
Возможно, благодаря неограниченным средствам, И. Морозов с течением времени сумел бы восполнить существовавшие в собрании лакуны. Однако с августа 1914, после начала Первой мировой войны, ему пришлось прекратить покупки иностранных мастеров и полностью переключиться на современное русское искусство.
19 декабря 1918 года собрание И. Морозова было национализировано и 6 мая 1919 года преобразовано во Второй Музей новой западной живописи. В мае 1919 года И. Морозов с женой и дочерью эмигрировал из России, с 1920 жил в Париже.