Portrait de Marthe Denis, femme de l\'artiste.
1893
Huile sur toile
45 x 54 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Provenance
1918, de la collection S. I. Stchoukine
Inv.: Ж-3277
Inv. GMNZI: 45
Дени написал этот портрет в год обручения со своей возлюбленной Мартой Мерье (1871–1919). Преклонение художника перед молодой супругой в сочетании с его вниманием к религиозно-мистическим темам надолго сделало ее героиней картин Дени — как написанных с натуры, так и наполненных аллегорическим значением, причем эти подходы часто совмещались.
«Портрет жены художника», по всей вероятности, изображает террасу виллы «Монруж» в Сен-Жермен-ан-Ле, куда переселились супруги после свадьбы. Реальный вид предстает преображенным декоративной манерой Дени, вдохновленного изучением раннеренессансного и восточного искусства, опытом клуазонизма и ар-нуво: ритм стилизованных обнаженных деревьев, выделяющихся на фоне локального цвета освещенных солнцем стен домов, емкая композиция, плавные извивы линий. Мотив эмблематического жеста Марты (движения словно бы детской руки) художник затем будет варьировать в целом ряде произведений печатной графики.
Морис Дени с легкой руки А.Н. Бенуа был широко известен в художественном мире России рубежа XIX–XX веков. Сергей Иванович Щукин стал одним из первых в России, наряду со своим братом Петром, ценителей раннего и, по признанию того же Бенуа, лучшего периода творчества художника.
Ал.П.