Waterloo Bridge. Effet de Brouillard
1903
Huile sur toile. 65 x 100 cm
Le musée de l’Ermitage
Справа внизу: Claude Monet 1903
Provenance
1918, de la collection de I. A. Morozova
Inv.: 6545
Inv. GMNZI: 371
Мост Ватерлоо, считавшийся красивейшим в Лондоне, был построен в 1811–1817 годы. Он предназначался для пешеходов и экипажей и связывал западную часть Сити с промышленным южным берегом. В большинстве холстов серии «Мост Ватерлоо» видны или угадываются фабричные трубы за мостом, из которых поднимается дым и смешивается с туманом. Мост, который писал Клод Моне, теперь не существует. Обветшавший к 1930-м годам, он был заменен сохранившим старое название современным сооружением нарочито упрощенного дизайна.
В 1899, 1900 и 1901 Клод Моне проводил по несколько недель в Лондоне, каждый раз останавливаясь в отеле Савой на набережной Виктории: оттуда открывался прекрасный вид на Темзу с мостами Чаринг-Кросс и Ватерлоо.
Мост Ватерлоо. Почтовая открытка.
Конец XIX века
Серия изображений моста Ватерлоо связана с поездками 1900 и 1901 года и насчитывает 41 работу. Только небольшая их часть могла быть доведена до конца в Лондоне (лишь три датированы 1900 годом), однако начато подавляющее большинство холстов, если не все, было именно в Савое.
Отель «Сесиль» (слева) и отель «Савой» (справа). Лондон.
1901
Это подтверждается и воспоминаниями художника Сарджента, который навещал Моне в Лондоне и видел примерно 90 холстов, заполнивших комнату отеля. Эта цифра примерно соответствует общему количеству картин, вошедших в лондонскую серию, – с видами Парламента, мостами Чаринг-Кросс и Ватерлоо.
Начатое, вероятно, в 1900 году, полотно «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» заканчивалось в Живерни в 1903.
В марте 1900 Моне писал Дюран-Рюэлю, что работает не переставая, но вследствие постоянных изменений погоды вынужден вести больше холстов, чем способен закончить. Дело, однако, заключалось не только в переменах погоды. Работа растянулась на несколько лет, потому что Моне стремился выразить нечто большее, чем впечатление от конкретного мотива. Главным для лучших картин серии, в том числе и эрмитажной, сделалось выражение пантеистических настроений.
1900–1903
Клод Моне пишет картину «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». Работа над целой серией лондонских пейзажей начинается в 1900 году в отеле Савой и заканчивается в Живерни в 1903.
1904
Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» экспонируется в Париже в Галерее Дюран-Рюэля на выставке «Клод Моне. Виды Темзы в Лондоне» (1902–1904) (№ 19 или 20).
1906
В марте Поль Дюран-Рюэль приобретает у Клода Моне картину «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». В ноябре И. А. Морозов покупает ее в Галерее Дюран-Рюэля за 18 000 франков.
1918
Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» национализирована вместе со всем собранием И. А. Морозова.
1919
Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» включена в состав МНЗЖ-2 (Морозовского собрания).
1928
Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» в результате объединения МНЗЖ-1 и МНЗЖ-2 поступает в собрание ГМНЗИ.
1948
Картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа.
1993–1994
В Эссене – Санкт-Петербурге – Москве проходит выставка «Щукин и Морозов – русские коллекционеры» (картина Клода Моне «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» – № 11).
Клод Моне (Claude Monet)
1840, Париж — 1926, Живерни
1926
Французский художник, один из основателей и крупнейших мастеров импрессионизма.
Детство и юность Моне прошли в Гавре. В 1859 году отправился в Париж, занимался в Академии Сюиса (класс Глейра). Дебютировал в Салоне в 1865 году. В 1870 году женился на натурщице Камилле Донсье и уехал из Парижа в Нормандию. С началом Франко-прусской войны вместе с семьей перебрался в Лондон, чтобы избежать мобилизации. Вернувшись на родину, обосновался в Аржантёе на Сене (1871–1878). В 1874 году совместно с Эдгаром Дега, Огюстом Ренуаром, Камилем Писсарро и другими организовал выставку, вошедшую в историю как первая экспозиция импрессионистов. Принял участие в пяти выставках Общества (1874, 1876, 1877, 1879, 1882). В 1878 году перебрался в Ветёй. Знакомство Моне с женой предпринимателя Эрнеста Ошеде Алисой переросло в бурный роман, и в 1892 году они сочетались браком. После выставки в галерее Жоржа Пти (1889), принесшей Моне материальную независимость, он купил дом в Живерни, в котором прожил 43 года. Много путешествовал: был в Нормандии, на Средиземном море, в Лондоне, Венеции. Последним масштабным произведением художника стали «Большие декорации» для Музея Оранжери, работа над которыми продолжалась с 1914 по 1922 год.
Художественный стиль: Поздний импрессионизм
Описание: Поздний импрессионизм отличает от раннего творчества Клода Моне гораздо меньшая связь с натурой, меньшая реализация ее материальных аспектов, что сказывается даже на выборе мотивов: лондонские туманы служат, вероятно, наилучшим примером. В позднем творчестве Моне преобладает серийный метод создания картин – вариации одной и той же чрезвычайно эфемерной пейзажной темы годами занимают внимание живописца, исповедующего теперь пантеистические воззрения. Уже одно это сближало искусство Моне с символизмом конца века.
Образ/мотив: Мотив тумана и мотив моста
Распространенность образа/мотива:
Мотив моста привлек Кода Моне еще в конце 1860-х годов, на заре импрессионизма. Художники этого направления сконцентрировали внимание на передаче движения разного рода: воды, света, воздуха и людей. Мост – место, где не останавливаются, – быстро сделался объектом повышенного внимания импрессионистов. Моне не пропустил ни сельского моста в Буживале, ни парижского Нового моста (1871), ни Аржантейского моста. Но особенно примечательна его картина «Темза и Парламент» (1871, Национальная галерея, Лондон), где на втором плане тает в дымке Вестминстерский мосту. Впрочем, та дымка – еще совсем не то, что многоцветное марево эрмитажного «Моста Ватерлоо».
Клод Моне
Мост в Буживале
1870
Частная коллекция
© AKG / East News
Клод Моне
Мост в Аржантей
1874
Холст, масло. 60,5×80
Музей Орсэ, Париж
© AKG / East News
Клод Моне
Железнодорожный мост в Аржантей
Ок. 1873
Холст, масло. 54×71
Музей Орсэ, Париж
© AKG / East News
Клод Моне
Темза и Парламент
Ок. 1871
Холст, масло. 47×73
Национальная галерея, Лондон
Описание:
Картина «Мост Ватерлоо. Эффект тумана» знаменательна необычным соединением мотива моста, к которому Клод Моне многократно возвращался в течение почти трех десятилетий, с мотивом прямо противоположного смысла – тумана. Мост – самой своей знаковой простотой – требует четкости, он неизбежно структурен. Туман же деструктивен: он все размывает, погружает в неясность.
В 1880 году Моне писал, что хотел бы
«написать несколько эффектов лондонского тумана», но осуществил эту идею лишь двумя десятилетиями позже. Однако «эффект тумана» – очень неточное обозначение, ведь здесь дело идет не столько о доскональном выявлении природного эффекта, сколько о живописной метафоре.
Характерный для позднего творчества Клода Моне сплав двух разнородных мотивов: тумана и смутного каркаса моста, – удерживал его от абсолютной абстракции.
Технический прием: Работа на протяжении многих сеансов
Описание:
Картину «Мост Ватерлоо. Эффект тумана», как и другие картины того времени, Клод Моне начинал на натуре (в данном случае в Лондоне), а заканчивал уже через три с лишним года в своем доме, в Живерни. Такая работа не только не предполагала верного следования действительности, но скорее напоминала какое-то бесконечное музицирование. При этом важно было не спешить заканчивать, не «замучивать» картину. Часто достаточно было сделать несколько мазков, чтобы затем перейти к другой, третьей вариации. Так рождался тот
серийный метод, который пришелся по душе всему еще только начинавшемуся столетию.
Англо-американский художник, близкий импрессионистам. В 1890-х годах жил то в Лондоне, то в Париже. Находился в дружеских отношениях с Клодом Моне.
Пейзажист, оказавший влияние на молодого Клода Моне, которого он встретил в Гавре и советовал заниматься пейзажной живописью. По приглашению Моне принял участие в первой выставке импрессионистов в 1874 году.
Швейцарский живописец, преподававший в Париже. Его последними учениками стали будущие импрессионисты Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик Базиль.
Художник, принимавший также деятельное участие в организации импрессионистических выставок, друг Клода Моне и Пьера Огюста Ренуара. Значительная часть его коллекции, завещанной государству, вопреки сопротивлению академистов, вошла в Люксембургский музей и служила источником распространения влияния импрессионизма.