Fruits et bronze
1910
Huile sur toile. 91 x 118,3 cm
Musée national des beaux-arts Pouchkine
Происхождение
1918, de la collection de I. A. Morosoff
Inv.: Ж-3394
Inv. GMNZI: 361
В натюрморте «Фрукты и бронза» Матисс рационально упрощает художественные средства для усиления выразительности и декоративной целостности. Художник полностью отказывается от моделировки объемов, уничтожая тем самым трехмерное пространство, и превращает натюрморт в сверкающую цветом драгоценную плоскость. Цветистое узорочье ковра заполняет почти все пространство картины. Изображенные на фоне ковра предметы — вазы, фрукты, скульптура Матисса «Две негритянки», исполненная им в 1908 году, — лишившись объема, включаются в общий ритм композиции. При помощи чистых цветов, напоминающих своим сверканием средневековую эмаль, художник передает сильное душевное переживание, которое вызвал в нем изображенный мотив. Линия, очерчивая силуэты предметов, несет в себе ритмическое и орнаментальное начало. Сделав цвет и линию главными элементами своего художественного языка, живописец использует их не только для придания своему полотну равномерной изобразительной напряженности, но и для решения пространственных соотношений в картине. Не разрушая плоскости картины, Матисс заставляет зрителя воспринимать некоторые предметы как более близкие благодаря тому, что окрашивает их в светлые и теплые тона, предметы же, окрашенные в темные и холодные оттенки, кажутся более далекими, а намечающие формы вещей линии выявляют пространственные связи между ними. «Цвет и линия — это силы, и в игре этих сил, в равновесии их скрыта тайна творения», — писал Матисс.
Французский живописец-символист. Выдающийся педагог, под руководством которого в парижской Школе изящных искусств занимались Анри Матисс, Жорж Руо, Альбер Марке, Анри Манген и др.
Выдающийся американский художественный деятель. Начинал как художник-импрессионист, затем сосредоточился на фотографии. Снимал также документальные фильмы, за что был удостоен Оскара.